A - A
Prolatio
Prolatio (лат.) в мензуральной музыке (см.) называется:
1) вообще определение относительной длительности нот. Различали главным образом 4 вида p., перечисление коих впервые встречается у Маркетта из Падуи (см.): а) когда brevis и semibrevis были трехдольными (наш такт в 9⁄4 и 9⁄8); b) когда brevis была трехдольной, а semibrevis двудольной (наш такт в 3⁄4); с) когда brevis была двудольной, а semibrevis трехдольной (наш такт в 6⁄4 и 6⁄8); d) когда brevis и semibrevis были двудольными (такт в 2⁄4 и 4⁄4).
2) Специально определение мензуры semibrevis; если semibrevis должна была равняться трем minima (p. major), то это предписывалось посредством точки, которая помещалась в темповом знаке: . Отсутствие точки означало двудольность ноты semibrevis (p. minor, ). Трехдольность semibrevis, после предшествовавшей p. minor, могла быть обозначена также посредством (срв. Sesquialtera); но при этом длительность semibrevis оставалась все-таки неизмененной, тогда как p. major увеличивала эту длительность и тем самым замедляла темп.
Другие люди и понятия:
Proprietas (лат.) — так назывался в лигатурах (см.) мензуральной музыки тот случай, когда начальная нота имела значение brevis. P. обозначалась в хоральном нотном письме формою первой ноты лигатуры, а…
Quintus или Quinta ("пятый, пятая"), "пятый голос" в пяти- и многоголосных композициях 16-го века, предназначенный в иных пьесах для сопрано, в других для альта, тенора или баса. Книга с партиями…
Quodlibet (лат. "все, что угодно"; итал. Messanza, Mistichanza), — так назывались в 16—17-м веке пестрые вокальные композиции, в которых шуточным образом смешивались всевозможные мелодии, звукоподражания и…