Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

A - A

К оглавлению

Tonic-Solfa

Tonic-SolfaTonic-Solfa — широко распространенный в наст. время в Англии метод элементарного преподавания пения, который пользуется вместо нашего нотного письма особой нотацией при помощи сольмизационных слогов: Do Re Mi Fa So La Ti (пишутся по англ. Doh, Ray, Me, Fah, Soh, Lah, Te), сокращаемых в нотации ввиде: d r m f s l t. Апостолом этого метода был англиканский священник Дж. Кёрвен (см.), который разработал метод, изобретенный мисс Сарой Анн Глоуер из Норвича, и издал учебники, а также редактировал особый журнал: "The Tonic Solfa Reporter". Своеобразность метода T. S. заключается. в том, что сольмизационные слоги обозначают не определенные тоны, а всегда определенные ступени данного строя, напр. Re — вторую стунень, т.е. в C-dur d, в D-dur e и т.д.; следовательно этот метод в основании своем тождествен с "передвижным цифирным методом" (wandernde Ziffersystem), применяемым в некоторых местностях Германии при обучении пению в народных школах (срв. Наторп), а также с передвижными нотами (Wandernote) Т. Краузе и т.п. Переход в другой строй совершается посредством перемены значения одного из тонов, напр. e обращается из Mi в La (оба названия ставятся друг над другом: milaчтобы привести через fis в g, т.е. при модуляции из C-dur’а в G-dur. Метод T. S. является воскрешением, но вместе с тем (сообразно с требованиями времени) и реформой исчезнувшей около 1700 сольмизации (см.), путем включения в последнюю септимы строя, которая, как известно, отсутствовала в сольмизации, созданной Гвидо из Ареццо. Благодаря этому новая сольмизация сделалась доступна также и для музыки свободного стиля; при этом она обладает тем преимуществом, что всегда удерживает в сознании тональные функции отдельных тонов и, следовательно, представляет полную противоположность стремлениям современных "хроматиков", которые стараются сгладить различия тонального значения. Хроматические промежуточные ступени обозначаются посредством перемены гласных, причем для повышенных тонов вставляется гласная и (пишется e), для пониженных — o (пишется a); в Mi и Ti (терция и септима строя) уже есть и потому они не могут быть повышены (!). Если последние вводят модуляцию, то значение их обращается, напр. FiMi Fa и пр. Более подробные сведения обо всем этом методе см. в катехизисе (Primer) метода Tonic-Solfa Стайнера (Лондон, Новелло). Гельмгольц правильно замечает, что метод этот очень способствует развитию понимания чистого строя. Целый ряд об-в поставил себе задачей распространение метода T. S., устраивает концерты, лекции и т.д. Главным сочинением об этом методе является сочинение Кёрвена "The standart course of the Tonic-Solfa-Method".

Другие люди и понятия:

Trésor musical

Trésor musicalTrésor musical, важное по значению большое собрание духовн. и светс. вокальных произведений 15-го и 16-го веков, издаваемое в партитуре Роб. ван Мальдегемом [см.] (с 1865 ежегодно выходят 2 полутома)…. Полная информация

Tripla

TriplaTripla, одна из важнейших пропорций (см.) мензуральной музыки, обозначаемая цифрой 3 при темповом знаке или дробью . Обозначение Т. возводило совокупность трех breves в единицу высшего порядка (в… Полная информация

Villancicos

VillancicosVillancicos (Vilhancicos, произн. "виллансикос") — испанские церковные песнопения на больших праздниках; их можно приравнять отчасти к английским антемам. V. начинаются и заканчиваются хоровой… Полная информация