A - A
Абсолютная музыка
Абсолютная музыка (т.е. музыка сама по себе, без отношения к другим искусствам или к каким либо вне ее лежащим объектам представления) есть термин, сделавшийся в последнее время лозунгом большой партии в мире музыкантов и любителей музыки. А. м. противополагается "живописующей" ("изобразительной" или "программной"), т.е. музыке, задачей которой является выражение чего-либо определенного. С точки зрения впавшего в модную крайность меньшинства, всякая музыка, не служащая выразительницей определенной поэтической мысли — пустая забава. Ультраконсервативные музыканты, наоборот, совершенно отрицают в музыке способность что-либо изображать. В самом деле, прибегая к символизму, т.е. стремясь вызвать в слушателе определенную ассоциацию идей при помощи известных формул, или стилизированного звукоподражания, музыка выступает из своей собственной области и переходит в область поэзии или изобразительного искусства (ср. Riemann, "Wie hören wir Musik", 1888).
Сущность поэзии заключается в том, чтобы вызывать и связывать между собою, при помощи условных формул (слов), определенные представления, а сущность изобразительного искусства — в прямом воспроизведении внешних явлений; таким образом оба достигают конечной цели всякого искусства — действовать на душу — окольными путями, в которых музыка не нуждается: могущество музыки именно в том и заключается, что она непосредственно действует на душу, что она сама — ничто иное, как свободно изливающееся чувство и, без помощи разума, снова переходит в чувство у играющего и слушающего. Срв. Эстетика.
Другие люди и понятия:
Абт, Франц, род. 22 дек. 1819 в Эйленбурге, ум. 31 марта 1885 в Висбадене, учился в школе Св. Фомы в Лейпциге и должен был изучать богословие, но скоро перешел к музыке, дирижировал в…
Августин, Аврелий, (Св. Августин, Sanct. Augustinus), отец церкви, род. 13 нояб. 354 г. в Тагасте в Нумидии, ум. 28 авг. 430 г. епископом г. Гиппо (теперь Бон в Алжире). Творения Св. Августина содержат много ценных…
Авлос, (αυ̉λός) древнегреческий духовой инструмент, по-видимому похожий на забытую теперь, но повсеместно распространенную в середине прошлого века, флейту с наконечником…