К - Л
Крюгер
Крюгер,
1) (Crüger), Иоганнес, род. 9 апр. 1598 в Гросбрезене близ Губена, ум. 23 февр. 1662 в Берлине; с 1615 был домашним учителем в Берлине, но в 1620 отправился в Виттенберг изучать богословие; вместе с тем К. приобрел основательные музык. познания, чем, по собственному признанию, обязан в особенности Павлу Гомбергеру в Регенсбурге, ученику Иог. Габриели. В 1622 К. получил место органиста при церкви св. Николая в Берлине, которое и занимал до самой смерти. К. один из лучших немецких композиторов церковных песен, хоральные мелодии которого поются и по сие время ("Nun danket alle Gott", "Jesus meine Zuversicht", "Schmücke dich, o liebe Seele", "Jesu, meine Freude" и др.). К. издал следующие сборники церковных песен: "Neues vollkömliches Gesangbuch Augspurgisher Konfession" и пр. (1640); "Praxis pietatis melica etc." (1644); "Geistliche Kirchenmelodeyen etc." (1640); "Dr. M. Luthers…. Geistliche Lieder und Psalmen" (1657); "Psalmodia sacra etc." (1658). Кроме того К. написал: "Meditationum musicarum Paradisus primus" (1622) и "Secundus" (1626); "Hymni selecti" (б. г.); "Recreationes musicae" (1651). В высшей степени интересными, с точки зрения взглядов на искусство того времени, теоретическими сочинениями являются его: "Synopsis musica" ["musices"] (1624?, 1630 и, с добавлениями, 1634); "Praecepta musicae figuralis" (1625); "Quaestiones musicae practicae" (1650). Монографию о хоральных. мелодиях К-а написал Лангбекер (1835).
2) (Krüger), Эдуард, род. 9 дек. 1807 в Люнебурге, ум. 9 нояб. в Гёттингене; изучал в Берлине и Гёттингене филологию. Прослужив сперва продолжительное время учителем гимназии, а затем директором семинарии в Эмдене и Аурихе, К. редактировал некоторое время "Neue Hannoversche Zeitung", а в 1861 сделался профессором музыки в Гёттингене. К. один самых вдумчивых немецких музык. писателей: его критические статьи в "Göttinger Gelehrte Anzeigen" отличаются редкой в наше время содержательностью, равно как и его разборы новых сочинений в "Neue Berliner Musikzeitung" и "Allgemeine Musikalische Zeitung". Большим богатством мысли отличаются также сочинения К.: "Grundriss der Metrik" (1838), "Beiträge für Leben und Wissenschaft der Tonkunst" (1847), "Musikalische Briefe aus der neuesten Zeit" (1870) и в особенности "System der Tonkunst" (1866); кроме того он написал множество брошюр, между прочим кандидатское сочинение "De musicis Graecorum organis circa Pindari tempora" (1830). Из композиций его напечатано лишь немного мелких пьес. Переписку К. с К. ф. Винтерфельдом издал А. Прюфер (1898).
3) Вильгельм, род. 1820 в Штутгарте, ум. 17 июня 1883 там же, сын виртуоза на флейте и камермузыканта короля вюртембергского Готлиба К. (род. 1790 в Берлине); отличный пианист и композитор элегантных (не лишенных иногда характерности) салонных пьес для фп.; жил 1845—70 в Париже, а затем снова в Штутгарте, где был придв. пианистом и преподавателем консерв. Брат его —
4) Готлиб (1824—1895), виртуоз на арфе, член штутгартской придв. капеллы.
Другие люди и понятия:
Крюки, крюковая семейография (знаменное письмо), русское безлинейное церковное нотописание, система которого окончательно выработана была к концу XVII в. Знамен довольно много; их можно…
Крюкль (Krückl), Франц, отличный оперный певец (баритон), род. 10 нояб. 1841 в Эдльшпице (Моравия), ум. 12 янв. 1899 в Страсбурге; состоял уже в кач. юриста на госуд. службе, когда стал изучать под руков….
Ксилофон (Xylophon, Strohfiedel, Holzharmonika, Gigelyra, лат. также Psalterium ligneum), известный ударный инструмент, особенно популярный у тирольских певцов, состоящий из подобранных в известном строе деревянных…