Л - М
Лорцинг
Лорцинг (Lortzing), Густав Альберт, выдающийся оперный композитор, род. 23 нояб. 1801 в Берлине, где отец его торговал кожей, ум. 31 янв. 1851 там же. В Берлине Л. начал учиться музыке у Рунгенгагена, но вскоре должен был прекратить уроки, так как отец его, сделавшийся актером, переходил с одной сцены на другую. Л. все-таки выучился играть на различных оркестровых инструментах и рано принялся за композицию; наряду с этим ему пришлось выступать на сцене (сперва в детских ролях) и выработать из себя певца и актера. В 1823 Л. женился на актрисе Регине Алес. В 1824 он поставил в Кёльне свою первую небольшую оперу: "Ali Pascha von Janina", в 1826 принял ангажемент в придворный театр в Детмольде и составил себе имя в кач. актера. В 1828 исполнена была оратория Л. "Die Himmelfahrt Christi". В 1833 Л. приглашен был в кач. тенора в Лейпциг. Уже перед тем две его оперы-водевили: "Der Pole und sein Kind" и "Scene aus Mozarts Leben" обошли множество немецких сцен; теперь в 1837 последовали оперы: "Die beiden Schützen", имевшая успех у большой публики, и вскоре затем "Zar und Zimmermann", которая была принята в Лейпциге вначале вяло, но зато в Берлине — с энтузиазмом. После нескольких неудач ("Die Schatzkammer des Inka" [не исполнялась]; "Caramo oder das Fischerstechen", 1839; "Hans Sachs", 1840; "Casanova", 1841), Л. поставил в 1842 оперу "Wildschütz" — несомненно лучшее и оригинальнейшее свое произведение, не имевшее однако сразу успеха. Короткое время Л. состоял в 1844 театральным капельмейстером в Лейпциге; поссорившись с дирекцией он в течение нескольких лет вел беспокойную жизнь, отравленную заботами о пропитании своего многочисленного семейства. В Гамбурге он поставил "Ундину" (1845), вскоре пробившую себе дорогу и к другим сценам; затем его "Waffenschmied" (Вена, 1846), "Zum Grossadmiral" (Лейпциг, 1847) и "Die Rollandsknappen" (1849) имели прекрасный успех.
Он получил вновь место в Лейпциге, на котором пробыл однако также недолго, как и в первый раз, и наконец последние годы, утомленный телом и духом, провел в кач. капельмейстера только что возникавшего театра "Friedrich-Wilhelmstädtisches Theater" в Берлине. Последними произведениями Л. были: "Die Berliner Grisette" (водевиль) и "Die Opernprobe" (оперетка). В рукописи после него остались: опера "Regina" (исполнена впервые 1899 в Берлине), водевиль "Der Weihnachtsabend", музыка к драме Бенедикса "Drei Edelsteine" и две оратории: "Petrus" и "Die Himmelfahrt Christi" (1828), а также мелкие пьесы для пения и различные оркестровые произведения. Неистощимый юмор, господствующий в комических операх Л., сохранит им еще надолго расположение публики. Биографию Л. написали: Wittmann (1889) и G. R. Kruse (1898 в собрании Реймана "Berühmte Musiker").
Другие люди и понятия:
Лотти, Антонио, выдающийся композитор, род. около 1667 (вероятно в Ганновере, где отец его Маттео Л. был придв. капельмейстером, или же в Венеции, до переселения отца в Ганновер; сам Л. называл себя…
Лотце (Lotze), Рудольф Герман, известный физиолог, философ и эстетик, род. 21 мая 1817 в Бауцене, ум. 1 июля 1881 в Берлине; 1842 профессор философии в Лейпциге, 1844 — ординарный профессор в Гёттингене. В год…
Лубрих (Lubrich), Фриц, род. 29 июля 1862 в Берсдорфе (Познань), с 1890 состоит кантором в Пейлау (Силезия). Л. написал хоры для мужских гол. с оркестром и без орк., романсы, патриотические песни, школу…