М - М
Монсиньи
Монсиньи (Monsigny), Пер Александр, известный оперный композитор, род. 17 окт. 1729 в Фокамберге близ Сент-Омера, ум. 14 янв. 1817 в Париже; учился в Сент-Омерской иезуитской гимназии и занимался усердно игрой на скрипке. Принужденный, вследствие ранней смерти своего отца, заботиться о пропитании всей семьи, М. поступил 1749 на службу по духовному ведомству в Париже и через некоторое время сделался гофмейстером герцога Орлеанского. Лишь в 1754 исполнение "Serva padrona" Перголезе пробудило в нем снова наклонность к музыке и он предался, с напряжением всех сил, композиции. До того времени М. не имел почти никакой теоретической подготовки; теперь он приступил, под руков. Джанотти, к изучению гармонии и контрапункта с таким рвением, что через пять месяцев был уже в состоянии написать комич. оперу: "Les aveux indiscrets", поставленную 1759 на сцене Théâtre de la foire St. Laurent с большим успехом. Когда тот же театр поставил быстро одна за другой с все возрастающим успехом новые оперы М.: "Le maître en droit", "Le Cadi dupé" (обе 1760) и "On ne s’avise jamais de tout" (1761), то Comédie italienne потребовала, на основании своей привилегии, закрытия этого театра.
Таким образом оба театра соединились и дальнейшие триумфы М. пошли на пользу итальянцам. Последовали: "Le roi et le fermier" (1762), "Rose et Colas" (1764), "Aline, reine de Golconde" (1766), "L’île sonnante" (1768), "Le déserteur" (1769), "Le faucon" (1772), "La belle Arsène" (1773), "Le rendez-vous bien employé" (1774) и "Félix" ("L’enfant trouvé" 1777). М. нашел в Седэне (Sedaine) превосходного либреттиста: последнему принадлежат тексты почти всех опер М., начиная с 1761. "Félix" был встречен с беспримерным энтузиазмом, что очевидно внушило М. опасения, как бы успех не пошел затем под гору: с этого момента он не написал больше ни одной ноты. Две оперы: "Pagamin de Monègue" и "Philémon et Baucis", оконченные уже в 1770, М. не пожелал выпустить в свет. Тем временем он сделался управляющим имений герцога Орлеанскаго и главным инспектором по сооружению каналов. Революция лишила М. его должностей, а также сбережений, так что ему пришлось бы испытать крайнюю нужду, если бы Комическая опера не назначила ему пенсию в 2400 франков. После смерти Пиччини М. был назначен инспектором консерватории, но в 1802 отказался от этой должности, к которой сознавал себя неспособным вследствие недостатка в теоретическом образовании. В 1813 М. был избран, на место Гретри, в академию. М. один из творцов французской комической оперы; недостаток школы у него восполнялся здоровым мелодическим даром и драматическим инстинктом. Имя его не забыто и музыка его также еще не заброшена в Париже. Биографические сведения о нем дали Катрмер де Кенси (1818), Александр (1819) и Гедуэн (1820).
Другие люди и понятия:
Монте, Филипп де (Pilippo de M., Philippe de Mons), знаменитый контрапунктист 16-го века, род. 1521 в Мехельне, ум. 1603 в Вене; жил некоторое время в Испании, в 1555 был членом корол. капеллы в Англии, в 1568 сделался…
Монтеверди (Монтеверде), Клавдио, великий новатор, который в эпоху возникновения современного музык. стиля (1600) сумел достигнуть положительных результатов на новом пути, а не только отрицать…
Монтеклэр (Montéclair), Мишель, Пиньоле де, род. 1666 в Шомоне, ум. в сент. 1737 в Сен-Дени близ Парижа. 1707—37 контрабасист парижской Большой оперы (один из первых виртуозов на современном контрабасе),…