Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мотет

МотетМотет (лат. motetus, mutetus, motellus, motecta и пр., итал. motetto, франц. и англ. Motet, нем. Motette) уже несколько сот лет служит названием многоголосных церковных песнопений умеренной величины, без инструментального сопровождения; тексты мотетов берутся из библии, преимущественно — но не обязательно — на латинском языке. В начале эпохи сопровожденной вокальной музыки (после 1600) нередко писались также м-ы с continua или с несколькими скрипками и т.п., даже м-ы для одного голоса (a voce sola) с сопровождением; но все это случаи исключительные, правилом же для м. был стиль a capella. Что касается до этимологии слова motetus, столь часто искажавшегося впоследствии, в особенности в 16-м веке, то Вальтер Одингтон (около 1225) определяет ее ввиде "brevis motus cantilenae", т. е. считает motetus как бы французским уменьшительным от motus; Герберт (De cantu etc. II 129) более удачно производит м. от французского mot (итал. motto). Одингтон в своем руководстве указывает на то, что в м-е характерный для этого рода сочинений голос (т.е. medius cantus — третий, находящийся между дискантом и тенором, голос, иногда также называвшийся motetus) должен быть ритмически выдержан в схеме одного из шести modus’ов (см.). Из "Ars cantus mensurabilis" Франко мы узнаем, что м. имел двойной текст (у тенора один текст, у альта и дисканта — другой), а еще более старинное сочинение "Discantus vulgaris positio" (12-й век) прямо указывает на то, что м. писался по отношению к тенору не нота против ноты, а отличался от него и в нотных длительностях и в паузах. В действительности, у наиболее древних из дошедших до нас м-в один голос состоит из немногих лишь тонов, заимствованных из хорала, часто с непонятным отрывком текста, а контрапунктирующий голос, напротив, снабжен богатым, рифмованным текстом. Срв. Wilh. Meyer "Der Ursprung des Motetts" ("Nachrichten der Göttinger Ges. der Wissensch". 1898; также отдельно), — исследование, открывающее совершенно новые точки зрения на этот вопрос.

Другие люди и понятия:

Мотивы

МотивыМотивами называются в музыке, как и в архитектуре, те простейшие характерные образования, к которым может быть сведено всякое художественное произведение. (Срв. Тема, Имитация, Повторение). Под… Полная информация

Мотль

МотльМотль (Mottl), Феликс, род. 29 авг. 1856 в Унтер-Ст.-Фейте близ Вены, благодаря своему прекрасному голосу был принят в Лёвенбургский конвикт, а затем в венскую консерв., которую окончил с отличием;… Полная информация

Моффат

МоффатМоффат, Альфред Эдвард, род. 1866 в Эдинбурге, 1882—88 ученик Буслера в Берлине, после чего жил то в Англии, то в Германии. Плодовитый композитор (4 кантаты для женск. голосов, дуэты, школьные песни,… Полная информация