М - М
Марчелло
Марчелло (Marcello),
1) Бенедетто, выдающийся композитор и даровитый поэт, род. 24 июля 1686 в Венеции, ум. 24 июля 1739 в Брешии; ученик Гаспарини и Лотти, изучал право и занимал различные должности, был сперва адвокатом, затем в течение 14 лет членом совета Сорока, 1730 занимал должность provveditore в Поле, где дурной климат сильно повредил его здоровью, которое не могло уже поправиться в превосходном климате Брешии, куда М. назначен был в 1738 казначеем. Главным произведением М. является его музыка к итальянской обработке 50 первых псалмов Джироламо Асканио Джустиниани: "Estro poetico-armonico" (1724—27, 8 т.; 1—4 глсн. с генерал-басом для органа или фп., некоторые из них с виолончелью obligato или 2 скрипками; англ. перев. 1757. новые итальянские издания Помпеати [без года] и Валле [1803], избранные псалмы в немец. перев. 1865 [12 псалмов, инструментованы Грюнейзеном и Линдпайнтнером]: другое издание с франц. и итальян. текстом относится приблизительно к тому же времени [Париж, Флаксланд]; новейшее полное собрание [клавираусцуг Мирекки] изд. у Карли в Париже [б. г.]). Кроме того М. издал: "Concerti a 5 stromenti" (1701), фп-ные сонаты, "Sonate a cinque e flauto solo col basso continuo" (1712), "Canzoni madrigalesche ed arie per camera a 2, a 3, a 4 voci" (1717). Из его пасторали "Calisto in Orsa", оперы "La fede riconosciuta" ("Dorinda") и интреккио "Arianna", были напечатаны только сочиненные им самим тексты. Наконец М. оставил брошюру "Il teatro alla moda, ossia metodo sicuro e facile per ben comporre ed eseguire le opere italiane in musica" (б. г. [1720?]; несколько изданий; едкая сатира на лиц пишущих оперы ремесленным образом). Ядовитая критика на сборник мадригалов Антонио Лотти ("Lettere familiare etc."), приписываемая М., и затем "Teoria musicale ordinata alla moderna pratica" — остались в рукописи.
Несколько кантат, оратория "Gioas", несколько месс, ламентации, Salve, 6-глсное каноническое "Tantum ergo" и аллегорическая оратория "Il trionfo della poesia e della musica nel celebrarsi la morte, la esaltazione e La coronazione di Maria" (действ. лица: поэзия, музыка, сопрано, чембало, тенор, бас) — также остались в рукописи. М. издал также стихотворения, сонеты, оперные либретто и пр., которые частью были положены на музыку другими композиторами. Срв. Leonida Busi "В. М." (1884), Oscar Chilesotti "I nostri maestri del passato" (1885, стр. 83 и слд. против Бузи), Fr. Caffi "Della vita e del comporre etc." (1830), Crevel de Charlemagne "Sommaire de la vie etc." (1841).
2) Марк (1800—1865), миланский композитор и переводчик на итал. язык множества оперных либретто. Основал и редактировал музык.-театральный журнал "Trovatore".
Другие люди и понятия:
Марш (итал. Marcia, франц. Marche, нем. Marsch), — музыка, имеющая целью регулировать движения большего количества людей, и в этом смысле родственная танцу (срв. наш полонез или старинную интраду [entrée] и…
Маршан (Marchand), Луи, известный в свое время органист-виртуоз, род. 2 февр. 1669 в Лионе, ум. 17 февр. 1732 в Париже; уже 1684 был соборным органистом в Невере, позднее в Оксерре 1697 — при иезуитской церкви в…
Маршнер (Marschner), 1) Генрих Август, знаменитый оперный композитор, род. 16 авг. 1795 в Циттау (Саксония), ум. 14 дек. 1861 в Ганновере; учился в гимназии в Циттау и в 1813 поступил в лейпцигский…