Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Маршнер

МаршнерМаршнер (Marschner),

1) Генрих Август, знаменитый оперный композитор, род. 16 авг. 1795 в Циттау (Саксония), ум. 14 дек. 1861 в Ганновере; учился в гимназии в Циттау и в 1813 поступил в лейпцигский университет, чтобы изучать право, но вскоре занялся исключительно музыкой и сделался учеником Шихта. В 1816 М. сопровождал графа Таддеуса фон Амаде в Вену, где познакомился с Бетховеном, а в 1817 получил по рекомендации упомянутого выше магната место учителя музыки в Пресбурге. Здесь М. написал оперы: "Der Kyffhäuserberg", "Saidor" и "Heinrich IV und Aubigné", причем последняя была поставлена в 1820 К. М. Вебером в Дрездене. Вследствие этого М. поспешил в 1822 сам в Дрезден, где Вебер принял его очень дружественно и доставил ему в 1824 место оперного капельмейстера. После смерти Вебера в 1826, М., не имея шансов занять его место, покинул Дрезден и отправился театральным капельмейстером в Лейпциг. Здесь он написал оперы: "Вампир" (1828) и "Храмовник и Еврейка" ("Der Templer und die Jüdin", 1829), которые быстро составили ему известность и были поставлены на всех крупных немецких сценах. В 1831 М. получил место придв. капельмейстера в Ганновере и прослужил там 28 лет, пользуясь всеобщей любовью; благосклонность двора к нему поколебалась в годы реакции, так как М. был либерального образа мыслей и не скрывал этого. В 1859 М. получил отставку с пенсией и титулом "Generalmusikdirektor". М. был три раза женат: на Евгении Иегги (1819 в Пресбурге), вскоре умершей, на певице Марианне Вольбрюк, (1826 в Дрездене), и на Терезе Янда (собств. Яндер, 1854 в Ганновере; ум. 1884; также певица, 1838—44 ученица венской консерв., с 1862 по 1867 учительница при том же учреждении). Самая выдающаяся опера М., и по сие время не сошедшая с немецких сцен, "Ганс Гейлинг" ("Hans Heiling", текст Эдуарда Девриента), создана была в Ганновере (1833); успех был чрезвычайный. Родство вагнеровского "Моряка-Скитальца" с "Гансом Гейлингом" по меньшей мере столь же поразительно, как родство "Лоэнгрина" с "Эвриантой". В истории развития немецкой оперы М. представляет собой живое звено между Вебером и Вагнером.

Из опер М. избежали забвения только вышеназванные: "Вампир", "Храмовник и еврейка" и "Ганс Гейлинг". Названия остальных: "Der Holzdieb" (1825, Дрезден); "Lucretia" (1826, Данциг); "Des Falkners Braut" (1832, Лейпциг); "Das Schloss am Aetna" (1838, Берлин); "Der Bäbu" (1837, Ганновер); "Adolf von Nassau" (1843, Ганновер); "Austin" (1851, Ганновер). Кроме того он написал музыку к "Prinz Friedrich von Homburg" Клейста, "Schön Ella" Кинда, "Ali Baba" Галля и др. Последним трудом М. была опера "Hjarne" (Франкфурт 1863). За исключением сцены, М. пожинал лавры в особенности в области романсов и хоров (мужские хоры, в числе коих столь колоритный "Zigeunerleben"), тогда как его камерные композиции (трио op. 29 A-moll, op. 111 G-moll; фп-ный квартет op. 36 B-dur; фп-ные сонаты, марши для фп. в 4 руки, дивертисменты, также фп-ные сонатины op. 33 и пр.) преданы незаслуженно полному забвению. Срв. M. E. Wittmann "M." (1897).

2) Франц, род. 26 марта 1855 в Лейтмерице (Чехия), учился одновременно в университете и консерв. в Праге (Скугерский, Лугерт), в 1883—85 был, в кач. правительств. стипендиата, учеником Брукнера в Вене, а с 1886 и по сие время состоит профессором женской учительской семинарии при "Civil-Mädchen-Pensionat" в Вене. М. хороший пианист (также импровизатор); из композиций его выделились особенно несколько вокальных пьес ("Sturmesmythe" для смешан. хора и фп.), скрипич. соната и др. М. выказал себя вдумчивым музык. эстетиком в своей книге: "Die Grundfragen der Aesthetik im Lichte der immanenten Philosophie" (1899); кроме того он написал: "Entwurf einer Neugestaltung der Theorie und Praxis des kunstgemässen Anschlags [im Klavierspiel]" (Вена 1888), а также интересные статьи по вопросам теории гармонии.

Другие люди и понятия:

Марэ

МарэМарэ (Marais), Марен, знаменитый виртуоз на гамбе, род. 31 марта 1656 в Париже, ум. 15 авг. 1728 там же; ученик Готтемана и Сен-Коломба, композиции учился у Люлли; в 1656 поступил в число корол. камермузыкантов в… Полная информация

Масканьи

МасканьиМасканьи (Mascagni), Пьетро, род. 7 дек. 1863 в Ливорно, ученик Понкиелли и Саладино в миланской консерв., состоял капельмейстером различных маленьких итальянских театров, был дирижером музык. кружка в… Полная информация

“Маски”

"Маски" (франц. и англ. Masques, нем. Maskenspiele, итал. Ludi), особый род представлений, предшествовавший опере и состоявший из всякого рода аллегорических или мифологических сцен с пением и роскошной… Полная информация