М - П
Обертоны
Обертоны (аликвотные, парциальные, частичные тоны; нем. Obertöne, франц. sons harmoniques) — название таких тонов, совокупность которых образует музыкальный звук, созвук (см.). Первый указал на их существование Мерсенн; впервые объяснил их Совёр (1701), который также указал на их значение для познания принципов гармонии; Рамо (1722) построил на них свою музыкальную систему. Не следует думать, что о. являются только феноменом слухового ощущения (т.е. существуют лишь для наших ушей); нет, они существуют реально, подобно тому основному тону, от которого получает свое название каждый созвук; то обстоятельство, что их раньше долго не замечали или не обращали на них внимания, объясняется тем, что они в большинстве случаев звучат гораздо слабее основного тона (см. Тембр). Математическая теория объясняет необходимость образования о-в тем, что невозможно привести звучащие тела настолько правильно в колебание, чтобы они производили только простые колебания на подобие маятника; сложная форма колебаний, появляющаяся при образовании звука (путем трения, щипка или удара — в струнных инструментах или путем вдувания воздуха — в духовых), должна быть объяснена математически как сумма маятниковых колебаний основного тона и бесконечного ряда тонов, число колебаний которых соответствует числу колебаний основного тона, последовательно умножаемому на ряд простых чисел.
Другие люди и понятия:
Обертюр (Oberthür), Карл, виртуоз на арфе и композитор, род. 1819 в Мюнхене, ум. 8 нояб. 1895 в Лондоне; жил сперва в Германии, 1844 переселился в Лондон, где пользовался популярностью в кач. виртуоза и…
Обиход церковного пения, — собрание важнейших и чаще употребляемых православных церковн. песнопений. В настоящее время заключает в себе песнопения вечернего и утрен. богослужения, литургии,…
Облигатный (итал. obligato, "обязательный", необходимый, существенный) — этим термином обозначается такой сопровождающий, аккомпанирующий голос, который имеет в тоже время значение…