Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - П

К оглавлению

Обозначение

ОбозначениеОбозначение (нем. Vorzeichnung),

1) тактовое о. (см.).

2) О. строя — диезы или бемоли, помещенные в начале каждой нотной строки (между ключом и тактовым знаком); знаки эти служат указанием, какие из тонов основной гаммы (c d e f g a h) должны затем постоянно браться соответственно повышенными или пониженными, — без добавления особых, для каждого случая, знаков. О-е это выясняет строй пьесы, но оставляет неизвестным наклонение, ибо мажор и параллельный ему минор обозначаются одинаковым количеством знаков. Двойные бемоли или диезы встречаются крайне редко в кач. о-ия, хотя возможность этого и не вполне исключена, напр. можно обозначить строй Gis-dur посредством 6 ♯ и 1 × (перед f) или строй Des-mbll — посредством 6 ♭ и 1 ♭♭ (перед h) и т.п. Пока церковные лады широко применялись (т.е. еще в 17-м в.) полное о. строя употреблялось очень редко и напр. C-moll обозначалось часто посредством только 2 ♭ (дорийский лад) или H-dur посредством только 4 диезов (миксолидийский лад). В 16-м в. для о-я строя применялись, собственно говоря, только один ♭ или один ♯; ♯ обозначал транспозицию основной гаммы на квинту вверх (Cantus durus), а ♭ — транспозицию на квинту вниз (Cantus mollis). Но подобно тому как в наше время при одном ♯ или ♭ строй может быть и мажорным, и минорным, так и в те времена строй этот мог быть либо дорийским, либо фригийским, либо лидийским, либо миксолидийским, либо эолийским и т.д. (срв. Церковные лады). Если же в начале пьесы не было никакого о-ия, то церковные лады сохраняли свое естественное положение (Cantus naturalis). Весьма редко встречается в 16-м веке о-ие с двумя ♭ (так назыв. транспозиция транспозиции). Двукратное о. бемоля перед двумя h на одном и том же нотоносце напр.: не следует считать за два бемоля. В нотах того времени в скрипичном ключе часто встречается также ♭ перед f, которого однако, отнюдь не следует понимать в смысле e:

(срв. Chiavette).

Другие люди и понятия:

Обращение

ОбращениеОбращение (лат. inversio, нем. Umkehrung, франц. renversement) есть такая смена мелодических или гармонических соотношений, при которой то, что было до о-ия наверху, переходит вниз и то что было внизу, переходит… Полная информация

Общества музыкальные

Общества музыкальныеОбщества музыкальные. Германия. Из крупных немецких об-в, поставивших себе целью интересы музыки и музыкантов, назовем: 1) Der Allgemeine deutsche Musikverein (Всеобщее немецкое музык. об-во),… Полная информация

Общества музыкальные в России

Общества музыкальные в РоссииОбщества музыкальные в России. Первое место среди них занимает Русское Музыкальное О., с 1873 получившее титул Императорского; основано в СПБ. в 1859 (утверждено 1 мая) и возникло из симфонического… Полная информация