Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - П

К оглавлению

Октава

ОктаваОктава (лат. Octava [подразум. vox, т.е. восьмой голос]), — 1) восьмой тон гаммы, носящий то же название, что и начальный тон (срв. Интервал). Относительно гармонического значения о., см. Созвук. — "Правило октавы" (Regula dell’ottava, Règle de l’octave; срв. Кампьон) — название учения об аккомпанементе в сжатом виде у итальянских практиков 17—18-го веков, представляющее собой зачаток учения об обращении аккордов и учения Рамо об основном басе; оно устанавливает естественные гармонии гаммы:

Очевидны практические преимущества этого доморощенного правила пред схематизмом немецких теоретиков, которые строили на каждой ступени гаммы трезвучие; впрочем оно может быть полезно лишь в качестве пособия для начинающих; для более же высоких стадий развития такое ограничение является насильственным.

2) Вся область употребительных в нашей музыке тонов делится на группы по семи основных тонов (с их хроматическими), называемые о-вами. Тон c, расположенный по средине клавиатуры

является центром, от которого ведется счет о-в; о-ва идущая вверх от этого с

назыв. первой или одночертной, следующая вверх — второй или двухчертной, затем вверх идут 3-я, 4-я, 5-я (или 3-х, — 4-х, — 5-и-чертная) и т. д, Вниз от первой о-вы идет малая о-ва

затем большая, контроктава и субконтроктава. Полный объем музыкально употребительных звуков простирается от С субконтроктавы до шестичертного с, т.е. на девять о-в. Самые низкие и самые высокие тоны этой гигантской гаммы встречаются однако только в органе; они не нотируются отдельно, а вступают только для усиления звука (с одной стороны в низких 32-футовых голосах и с другой — в самых маленьких вспомогательных голосах, см. Футовый тон). Нотное письмо, хотя и может передать эти тоны (посредством 8-va и 8-va bassa или 15-ma и 15-ma bassa), однако его обычные границы составляет объем современных больших концертных роялей, клавиатура которых начинается от а субконтроктавы и достигает пятичертного С. Срв. помещенную ниже таблицу, в которой следует обратить внимание также на зависимость положения о-в на нотной системе от ключевых знаков. В этой же таблице имеется и обычное буквенное обозначение нот. Срв. Буквенное тонописание, A, Знаки, Ottava (французы называют большую октаву первой, малую второй и т.д., контроктаву minus первой [— 1], субконтроктаву minus второй; наше а1 обозначается у них следовательно la3 и т.д.).

3) см. Греческая музыка II.

Другие люди и понятия:

Олеарий

ОлеарийОлеарий, 1599—1671; известный путешественник, в составе голштинского посольства посетил несколько раз Россию, а также Персию. Книга его ("Oft begehrte Beschreibung der neuen orientalischen Reise etc.", 1647; много раз… Полная информация

Ондричек

ОндричекОндричек (Ondriczek), Франц, род. 29 апр. 1859 в Праге, сын профессионального музыканта (скрипача в национ. театре), который дал ему первоначальное музык. образование и поместил в свой бальный оркестр…. Полная информация

Оноре

ОнореОноре, Ирина Ивановна, даровитая певица (контральто); урожден. Пильсудская; училась в московск. патриотич. институте, выступала затем в концертах и вышла замуж за известного тогда в Москве… Полная информация