М - П
Ортиг
Ортиг (Ortigue), Жозеф Луи д’, музык. писатель, род. 21 мая 1802 в Кавальоне (Vaucluse), ум. 20 ноябр. 1866 в Париже; особенно много занимался историей церковной музыки, причем французское правительство неоднократно поручало ему исполнение работ, касающихся этой области. Важнейшие сочинения О.: "De la guerre des dilettanti ou de la révolution opérée par M. Rossini dans l’opéra français" (1829); "Le balcon de l’opéra" (1832; сборник фельетонов О.); "De l’école italienne et de l’administration de l’académie royale de musique" (1839, о "Benvenuto Cellini" Берлиоза), также под загл.: "Du théâtre italien et de son influence sur le goût musical français" (1840); "Abécédaire du plainchant" (1841); "Palingénésie musicale" и "De la mémoire chez les musiciens" (оттиск статей из "Revue et Gazette musicale"); "Dictionnaire liturgique, historique et théorique de plain-chant" (1854 и 1860, вместе с Низаром); "Introduction à l’étude comparée des tonalités et principalement du chant grégorien et de la musique moderne" (1853); "La musique à l’église" (1861); "Traité théorique et pratique de l’accompagnement du plain-chant" (1856, вместе с Нидермейером; 2-е изд. 1876). О. основал 1857 вместе с Нидермейером церковно-музык. журнал "La Maîtrise", и редактировал его 1858—60; в 1862 О. возобновил этот журнал под названием: "Journal des Maîtrises" (существовал только 1 год). Кроме того О. был сотрудником "Gazette musicale", "France musicale", "Revue de musique ancienne et moderne", "Menestrel" и нескольких политических газет; написал также многое, не имеющее отношения к музыке. В молодости О. увлекался реквиемом Берлиоза, а позднее ратовал против всякой инструментальной музыки в церкви.
Другие люди и понятия:
Орто, Марбриано де, выдающийся контрапунктист конца 15-го и начала 16-го века, 1484—94 певец папской капеллы в Риме, позднее (1505) — при дворе Филиппа Красивого в Бургундии. Из композиций О., Петруччи…
Орфеон (Orphéon), общее название мужских хоровых обществ во Франции, подобно немецким лидертафелям. Особые услуги по введению преподавания пения в парижских народных школах оказал…
Орфография музыкальная, — довольно сложная дисциплина, на которую не всегда обращается достаточно внимания. Многие композиторы пишут орфографически правильно только благодаря верному…