М - П
Наука о музыке
Наука о музыке. Музыка сделалась предметом серьезного научного изучения гораздо позже других искусств; даже и теперь приходится еще бороться ей за равноправность со своими сестрами в официальных рассадниках науки, как это видно из сравнительно малого числа ординарных университетских кафедр по музыке (в России таковых вовсе не имеется). Никто, конечно, не станет требовать, чтобы в университетах учили композиции; для этого имеются консерватории (см.), хотя и из числа последних лишь немногие являются государственными учреждениями в подобной же мере, как академии художеств (Русские консерватории — учреждения, в сущности, частные; см. Общества музык. в России). На музыку в данном случае смотрят — и, пожалуй, не без основания — как на поэзию: где можно найти теперь "школу поэтов", содержимую государством? Государство сознает за то, что оно обязано ввести в круг юношеского образования выработку способности воспринимать и ценить те высокие духовные блага, источниками коих являются произведения великих мастеров поэзии, живописи, архитектуры и скульптуры. Для этого правительствами отпускаются немалые средства. Стоит только вспомнить о музеях, в которых памятники древних изобразительных искусств не только хранятся, но реставрируются, переснимаются и всячески делаются доступными для народа. На суммах, отпускаемых на раскопки, можно в данном случае и не останавливаться, ибо рядом с задачами искусства раскопки эти преследуют и задачи общеисторич. науки. За то тем уместнее указать здесь на университетские кафедры по истории искусств и эстетике. Разве музыка не должна входить в компетенцию последних на равных правах с архитектурой, скульптурой, живописью и поэзией? Правда, музыка позднее других искусств достигла полного обладания своими художественными средствами, чем и можно объяснить то, что научное изучение ее было так долго в загоне. Но теперь нельзя ставить изучение Палестрины или Бетховена ниже изучения Данте или Гете; все они являются объектами, достойными одинаково-серьезного научного исследования.
В последнее время особенно ясно обнаружилась общность интересов между наукой о музыке и науками, смежными с музыкой. Достаточно вспомнить о метрике речи, изучение которой все более отклоняется в сторону музыкального фарватера, и о музык. психологии (Tonpsychologie). История литературы давно уже пришла в соприкосновение с историей музыки, и чтобы ориентироваться в этой соседней области, представителям ее приходится или самим заняться последнею или же призвать на помощь музыкальных исследователей. Само собой разумеется, что для того, чтобы говорить о чисто-музыкальных предметах; необходимо иметь не только музыкальное образование, но и известные музыкальные способности. Из попыток ввести в более определенные границы широкую область науки о м. нужно указать на следующие: 1) Короткое, но очень определенное введение Ф. Кризандера к 1-му тому (1863) "Jahrbücher für misikal. Wissenschaft" (к н-е о м-е отнесены здесь история м-и, акустика, музык. эстетика).
2) Статья Г. Адлера в "Vierteljahrsschrift f. Mus.-Wissen. (1885): "Umfang, Methode und Ziele der Musikwissenschaft". Здесь идет речь об изучении и "определении" музык. произведений со стороны эпохи, форм и пр., точно также, как это делается по отношению к какому-нибудь памятнику изобразительного искусства (I. Изучение историческое: А. Нотное письмо. В. Музык. форма. С. Теория композиции. D. Инструменты. Вспомогательные науки: палеография, хронология, дипломатика, история литературы, история литургии, биография. II. Изучение систематическое: А. Спекулятивная теория [гармоника, ритмика, метрика], В. Эстетика. С. Педагогика (гармония, контрапункт, композиция, инструментовка, методика). D. Музыкальная этнография. Вспомогательные науки: акустика, математика, физиология, психология, логика, грамматика, педагогика, эстетика).
3) Статья Адлера-жа в "Jahrb. Peters" 1898 "Musik und Musikwissenschaft".
4) Статья Г. Римана в Hessе’s Musik-Kalender на 1902 "Die Aufgaben der Musikphilologie"; Риман смотрит на. музыку, как на язык, и науку о м. относит таким образом к числу наук филологических.
Другие люди и понятия:
Науман (Naumann), 1) Иоганн Готлиб, известный в свое время плодовитый композитор, род. 17 апр. 1741 в Блазевице близ Дрездена, ум. 2 окт. 1801 в Дрездене; ученик тамошней Kreuzschule, в игре на фп. самоучка; по…
Наумбург, Соломон, старший раввин (ministre officiant) консисторской синагоги в Париже; род. 1818 в Баварии; 1845 приглашен в Париж. Издал произведения Саломоне Росси (см.) с историческими примечаниями (1877,…
Нахшлаг (нем. Nachschlag), так называют два вида украшений: 1) прибавление в, конце трели двух нот: нижней вспомогательной и главной. Такой н. теперь выписывается обыкновенно нотами (а), но в…