П - Р
Потулов
По́тулов, Николай Михайлович, род. 1810, ум. 1873, известен в истории русского церковного пения своими опытами гармонизации древних напевов. Труды П. явились отчасти результатом теоретических положений кн. Одоевского (см.) о применении западного строгого стиля к обработке обиходных мелодий. Изданы 5 выпусков "Сборника церковных песнопений" П-а, обнимающие почти полный круг церковного пения. П., воспроизводя здесь с буквальною точностью мелодии подлинника (чего именно и недоставало предшествующим гармонизаторам), сопровождает решительно каждую ноту ее консонансным трезвучием, не допуская таким образом проходящих нот, задержаний; он старается также избежать хроматизма. Основная мелодия (помещаемая у П. обыкновенно в верхнем голосе — альте) оказывается при этом, однако, подавленною искусственным движением голосов и теряет характерность своего ритмического движения, а сопровождающая гармония — делается чрезмерно сухой и однообразной. При своем появлении переложения П. были встречены все же очень сочувственно. Большим успехом пользовалось составленное П. "Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения", выдержавшее с 1872 несколько изданий и служившее некоторое время учебником в духовных училищах. (П.)
Другие люди и понятия:
Потье (Pothier), Дом-Жозеф, выдающийся исследователь в области григорианского пения, род. 1835; 1859 поступил в орден бенедиктинцев в монастыре Солем, 1866 сделался профессором богословия, 1898 аббатом…
Право музыкальной собственности
Право музыкальной собственности, т. е: право композитора (или его правопреемников) на его музык. произведения заключает в себе: 1) исключительное право издания (умножения) и 2) право публичного…
Прадер (Pradère, Pradher), Луи Бартелеми, пианист и композитор, род. 18 дек. 1781 в Париже, ум. в. окт. 1834 в Грэ (Haute-Saône); сын скрипача, ученик Гобера (фп.) в консерв., где теории учился у Бертона; 20-ти лет…