П - Р
Перголези
Перголези, -лезе (Pergolesi), Джованни Баттиста, один из наиболее выдающихся композиторов неаполитанской школы, род. 4 янв. 1710 в Неаполе, ум. 17 апр. 1736 в Поццуоли близ Неаполя (26 лет); 1726 ученик Греко. Дуранте и Фео в Conservatorio dei Poveri в Неаполе. Последняя ученическая работа П. "La conversione di San Guglielmo" была исполнена с комическими интермедиями 1731 в монастыре Sant’ Agnello. Однако, как это произведение, так и первые оперы П., поставленные в том же году ("La Sallustia", "Amor fa l’uomo cieco", "Ricimero"), имели мало успеха. Вскоре однако П. получил от города Неаполя заказ на торжественную мессу патрону-покровителю города (по случаю землетрясения); этому способствовало, вероятно, покровительство князя Стельяно, ценившего талант П. (ему посвящены м. проч. и сонаты-трио П.). Успех этой мессы (на два 5-глсных хора с удвоенным оркестром) сразу создал П. популярность, по крайней мере в Неаполе. Вскоре исполнена была и другая месса П. такого же состава. 1733 он написал свою наиболее знаменитую оперу "La serva padrona" ("Госпожа-служанка"); эта прелестная пьеса, сделавшаяся прообразом позднейшей оперы-буфф, и по сие время слушается с удовольствием, несмотря на то, что действие в ней ограничивается двумя лицами и немым слугой, а оркестр — струнными инструментами. Сенсационного успеха П. впрочем никогда не имел.
Короткая жизнь его протекла без выдающихся событий. П. написал еще несколько опер для Неаполя ("Il maestro di musica", "Il geloso schernito", "Lo frato ’nnamorato" [на ноаполитанск. диалскте], "Il prigioniere superbo", "Adriano in Siria" вместе с интермеццо "Livietta e Tracolo" [= "La contadina astuta"], "Flaminio" [последняя исполнена была уже после смерти П.]) и одну оперу для Рима ("Olimpiada", 1735, без успеха).
Последним произведением П. было трогательное "Stabat Mater" для сопрано и контральто со струнным оркестром и органом, благодаря которому имя его будет жить, даже если забудется "Serva pardona". Эта пьеса полна настроения, а также весьма интересна с чисто-музыкальной стороны. П. был слабого здоровья; плохой успех его сценических произведений (особенно под конец в Риме) настолько подействовал на него, что он почти потерял силы, для воскрешения которых жил некоторое время на морских купаньях Поццуоли. Он умер через несколько дней по окончании своего "Stabat", заказанного за уплоченный вперед гонорар в 10 дукатов (16 рубл.) монастырем San Luigi di Palazzo. Кроме вышеперечисленных сочинений, П. написал еще 4-глсную и 5-глсную мессы с орк., 4-глсное Miserere с орк., двухорное Dixit с удвоенным орк., 4-глсное Dixit со струнн. квартетом и органом, 4-глсные Kyrie и Gloria с орк., Dies irae для сопрано, контральто и струнн. квартета, 5-глсное Laudate с орк., 4-глсное Confitebor, 4-глсное Domine, 5-глсное Domine и 5-глсное Laetatus sum (a capella), Laetatus sum для 2 сопрано и 2 басов, Laudate для голоса-соло и инструментов, Salve Regina для голоса-соло, струнн. квартета и органа и др. Наконец П. написал еще кантаты: "Orfeo" для голоса-соло с орк., "Giasone" (5-глсн.), 6 кантат со струнн. оркестром и 30 трио для 2 скрипоки генерал-баса. См. C. Blasis "Biografia di P." (1817), особенно Marchese Villarosa "Lettera biografica intorno alla patria ed alla Tita etc." (1831) и "Memorie di compositori di musica del regno di Napoli" (1840); интересный биографич. очерк написал также Г. М. Шлеттерер (Waldersees Mus. Vortr. № 17). В новых изданиях богаче всего представлено "Stabat Mater" (также и в различных обработках; самая старинная сделана Паэзиелло, прибавившим духовые инструменты; см. также Львов 2).
Другие люди и понятия:
Перез (Perez), Давид, достойный внимания композитор, род. 1711 в Неаполе в испанской семье, ум. 1778 в Лисабоне; ученик Франческо Манчини в Conservatorio di Loreto, 1739 церковный капельм. в Палермо, дебютировал в кач….
Перейра (Pereira), фамилия нескольких достойных внимания португ. музыкантов: 1) Маркос Соарес, ум. 1655 придв. капельмейстером короля Иоанна IV в Лиссабоне; один из лучших композиторов своего…
Перемена тональности в пьесе обозначается проставлением ключевых знаков, соответствующих новой тональности. Прежде в виде правила ставили еще перед проставлением знаков новой тональности…