П - Р
Пужен
Пужен (Pougin), Артюр (собственно Паруасс-Пужен), музык. писатель (псевдоним Pol Dax), род. 6 авг. 1834 в Шатору (департам. Эндр), учился в парижской консерв. (по скрипичной игре у Алара, по гармонии у Ребера); 1855 капельмейстер театра Бомарше, затем поступили первым скрипачом в концертный оркестр Мюзара, 1856—59 был 2-ми капельмейстером театра "Folies-Nouvelles" и 1860—63 скрипачом при Комич. опере, но вскоре отказался от деятельности практика-музыканта и вполне посвятил себя литературным работам, частью общего беллетристического и исторического; даже политического, но преимущественно музыкального характера. П. был музык. фельетонистом "Soir", "Tribune", "Evénement", а теперь пишет с 1878 в "Journal officiel"; был кроме того сотрудником различных музык. журналов ("Ménestrel", [здесь П. сотрудничает и доселе], "France musicale", "Art musical", "Théâtre", "Chronique musicale") и издал следующия сочинения: "A. Campra" (1861), "Gresnick" (1862), "Dezèdes" (1862), "Floquet" (1863), "Martini" (1864) и "Devienne" (1864), — эти 6 брошюр под общим заглавием: "Musiciens français du XVIII. siècle"; "Meyerbeer" (1864); "F. Halévy, écrivain" (1865); "Wil. Vin. Wallace" (1866); "Almanach…. de la musique" на 1866, 1867, 1868 гг.; "De la littérature musicale en France" (1867); "De la situation des compositeurs de musique et de l’avenir de l’art musical en France" (1867, докладная записка в министерство искусств); "Léon Kreutzer" (1868); "Bellini" (1868); "A. Grisar" (1870); "Rossini" (1871); "Auber" (1873); "Apropos de l’exécution du Messie de Haendel" (1873); "Notices sur Rode" (1874); "Boieldieu" (1875); "Figures de l’opéra comique: Elleviou, Mad. Dugazon, la Tribu des Gavaudan" (1876): "Rameau" (1876); "Adolphe Adam" (1876); "Question de la liberté des théâtres" (1879, доклад. записка в министерство); "Question du théâtre lyrique" (1879, то же); "G. Verdi" (1881); "Méhul" (1889) и "Viotti". П. пробовал в 1876—77 издавать "Revue de la musique", но принужден был прекратить издание через полгода.
Многочисленность биографических работ П. (к названным выше присоединяются еще многие в музык. журналах, напр. о Перрене и Камбере, о Филидоре, о музыке в России ["Rev. mus". 1896—97] и пр.) послужила поводом к тому, что ему было поручено составление дополнения к "Biographie universelle" Фетиса (1878—80, 2 т.), которое хотя и значительно уступает главному сочинению в основательности и строгости критики, но все же восполняет солидным образом многие пробелы последнего. Кроме того П. редактировал новое издание "Словаря опер" Clement и Laroussе’а ("Dictionnaire lyrique", 1897).
Другие люди и понятия:
Пулити, Лето, 1818—1875; хороший музык. ученый, жил во Флоренции, где издал несколько ценных монографий в сборниках: "Atti dell’accademia del Real Istituto musicale di Firenze", в том числе "Cenni storici della vita del Ferdinando dei…
Пуни (Pugni), Цезарь, композитор; род. 1805 в Генуе, ум. 14 янв. 1870 в СПБ. Изучал композицию в миланск. консерватории; написал огромное количество балетов (до 300), 10 опер и около 40 месс. С 1851 состоял при Спб….
Пуньяни (Pugnani), Гаэтано, знаменитый скрипач, род. 27 нояб. 1731 в Турине, ум. 15 июня 1798 там же; ученик Сомиса, ученика Корелли и Тартини; 1752 первый скрипач придв. оркестра в Турине, 1754—70 совершал…