П - Р
Пери
Пери,
1) Якопо, творец stile rappresentativo (см. Опера), прозванный флорентинцами "il zazzerino" (от zazza — длинные волосы), род. 20 авг. 1561 в Риме, в флорентинской семье, ум. 12 авг. 1633 там же; по окончании музык. образования (у Кристофоро Мальвицци в Лукке) сделался капельмейстером или интендантом (Principale direttore della musica e dei musici) при флорентинском дворе; здесь П. пользовался большим уважением и ему не раз поручались почетные миссии. П. принадлежал к тому кружку, который собирался у Барди (позднее у Корси) и путем теоретико-эстетических умозаключений дошел до изобретения монодического стиля (сольное пение с сопровождением). П. 1594 написал музыку на текст "Dafne" Ринуччини (одна сцена из "Dafne" уже раньше, в виде опыта, положена была на музыку Барди) и таким образом создал произведение с диалогами в речитативном стиле. Когда эта попытка удалась (опера настолько понравилась, что повторялась каждый год), он написал другую оперу на текст того же поэта: "Euridice" (первая из бесчисленного ряда опер на сюжет "Орфей"), поставленную на празднествах бракосочетания Марии Медичи с французским королем Генрихом IV (напечатана 1600). П. был более склонен к выразительной, полной жизненной правды, акцентуации, а Каччини, написавший вновь музыку на текст "Euridice" и выдававший себя за творца нового стиля, напротив, склонялся к ариозному стилю и в этой области, во всяком случае, проложил новые пути. Кроме "Euridice", отрывки из которой помещены во всех почти сочинениях по истории музыки, до нас дошли из сочинений П.: "Le varie musiche del Sig. Jacopo P. a 1, 2 e 3 voci con alcuni spirituali" (1610; частью с фп. и китарроной, частью для органа). 1608 П. написал речитативы на текст "Ariadne" Ринуччини, арии к которой написал Монтеверде (для Мантуи, к празднеству бракосочетания Франческо Гонзага с Маргаритой Савойской). Опера "Tetide" (текст Чини) была предназначена к постановке в Мантуе 1608, но не была принята, так как Монтеверде еще ранее получил заказ на оперу.
В сочинении оперы "Guerra d’amore" (Флоренция 1615) П. также принимал участие (вместе с П. Грацие, Дж. Б. Синьорини и Дж. дель Турко). Написанная 1620 также для мантуанского двора опера "Adone" (текст Чиконьини) не была вероятно поставлена. 1625 П. написал еще турнирное представление (barriera) "La precedenza delle dame" для флорентинского двора, а 1628 участвовал в композиции оперы Гальяно "La flora". Данные о П. См. в "Commemorazione della Riforma melodrammatica" в годичном отчете R. Istituto musicale во Флоренции 1895.
2) Ахилл, итал. оперный композитор, род. 20 дек. 1812 в Реджио, ум. 28 марта 1880 там же; был долгие годы оперным капельмейстером в своем родном городе и написал ряд опер приблизительно в стиле Верди: "Una visita a Bedlam" (1839), "Il solitario" (1841), "Dirce" (1843, его первый решительный успех), "Ester d’Engaddi" (1843), "Tancreda" (1848), "Il fidanzati" (1856), "Vittore Pisani" (1857), "Giuditta" (библейская драма 1850; в совершенно переделанном виде Венеция 1866), "L’espiazione" (1861), "Rienzi" (1867), "Orfano e diavolo" (1861).
Другие люди и понятия:
Период (греч. periodos), буквально "окружность" (обход), т.е. законченная форма, правильно протекающее развитие; в музыке под п-м подразумевается наибольшая из первичных форм, образуемых путем…
Перн (Perne), Франсуа Луи, музык. ученый, род. 1772 в Париже, ум. 26 мая 1832 там же; первоначальное музык. образование получил у аббата Годимона, приверженца теории Рамо; 1792 хорист Большой оперы…
Перози (Perosi), Лоренцо, род. 20 дек. 1872 в Тортоне, где отец его был соборным капельмейстером. П. учился музыке у отца и уже 1890 сделался органистом монастыря Монтекассино; вместе с тем он изучал…