П - Р
Полные инструменты
Полные инструменты — так называются те медные духовые инструменты, на которых возможно получить самый низкий натуральный тон данной трубки, напр. восьмифутовые инструменты, дающие (большое) C; это возможно, однако, только у инструментов с довольно широкой мензурой (инструменты с очень узкой мензурой не дают низкого основного тона, а сразу перескакивают на октаву). Из старинных духовых инструментов к п-м и-м принадлежали цинки, а из современных бюгельгорны и тубы; у всех других инструментов — узкая мензура, вследствие чего они принадлежат к числу половинных инструментов, самый низкий тон коих на октаву выше чем у открытых органных труб одинаковой с ними длины; такие инструменты не дают своего самого низкого натурального тона (корнет, трубы, валторны, тромбоны). Приблизительно с середины 19-го века потребность в усилении или в замене контрабаса привела к изобретению новых п-х и-ов, которые отчасти нашли себе применение в оперном и даже симфоническом оркестре (срв. Випрехт, Сакс, Червеный). У п-х и-ов звуковая трубка расширяется от мундштука до раструба гораздо сильнее чем у половинных инструментов (отношение поперечных разрезов у последних от 1:4 до 1:8, а у п-х и-ов до 1:20). Выражение "полные и половинные инструменты" ввел К. ф. Шафгэйтль ("Отчет о музык. инструментах мюнхенской промышленной выставки" 1854).
Другие люди и понятия:
Половинный (подобно латинскому semi- или греческому hemi- в терминологии 16—18-го веков, напр. semidiapente= уменьшенная квинта) часто значит не "вдвое меньший", а просто "меньший". Так, половинными…
Положение (Lage); относительно первого, второго и третьего гармонического п-ия мажорного и минорного аккордов (по терминологии генерал-баса), срв. Обращение, Основное положение, Мажорный аккорд и…
Полонез (франц. polonaise, итал. polacca), польский танец (называемый часто также просто "польский") в 3⁄4-ном тактовом размере и умеренном движении (несколько ускоренное Andante). П. — скорее прогулка…