Р - С
Сакс
Сакс (Sachs),
1) Ганс, 1494—1576; известный главный представитель мейстерзингерства в Нюрнберге, которому Вагнер своими "Мейстерзингерами" поставил вечный памятник; по ремеслу С. был сапожник, но вместе с тем столь плодовитый поэт, что к 1567 написал уже 4275 стихотворений ("Meisterschulgedichte"), 1700 рассказов и пр. и 208 драматических поэм. Срв. Dr. G. Schumann "H. S." (1894) и R. Genée "H. S. und seine Zeit" (1893).
2) Мельхиор Эрнст, род. 1843, был сельским учителем, но сделался учеником корол. музык. школы в Мюнхене. специально по классу Рейнбергера. 1871 С. назначен был преподавателем гармонии при том же учреждении, основал и по сие время дирижирует местным "Tonkünstlerverein". Написал симфонию, хоровую балладу с орк. ("Das Thal des Espings"), "Vaterunser" и др. Опера его "Palestrina" шла 1886 в Регенсбурге. С. один из главных защитников "хроматической" системы тонов (см. Хрома).
3) (Sax), Шарль Жозеф (отец), заслуженный. и остроумный инструментальный мастер, род. 1 февр. 1791 в Динане на Маасе, ум. 26 апр. 1865 в Париже; 1815 основался в Брюсселе и вскоре приобрел отличную репутацию, особенно по фабрикации медных духовых инструментов; впрочем он работал также флейты, кларнеты и пр. и даже скрипки, фп., арфы, гитары и пр. Путем основательных исследований С. нашел такие пропорции для мензуры духовых инструментов, при которых тон их получает наибольшую полноту и ровность. Без сомнения он принимал большое участие в изобретениях своего сына Адольфа (см.), к которому 1853 он переселился в Париж.
4) Адольф (собственно Антуан Жозеф), знаменитый сын предыдущего, род. 6 нояб. 1814 в Динане, ум. 4 февр. 1894 в Париже, учился в брюссельской консерв. игре на флейте и кларнете; первой самостоятельной работой его было усовершенствование кларнета и басового кларнета (1840). Без всяких средств (отец тратил много денег на свои опыты и несколько раз получал субсидию от правительства) отправился он 1842 в Париж, имея с собой, в кач. единственной рекомендации, экземпляр одного из изобретенных им совершенно новых инструментов, а именно медный духовой инструмент с простым язычком, подобно кларнету (см. Саксофон). Вскоре, однако, С. обратил на себя внимание нескольких светил парижского музык. мира (Галеви, Обер и др.) и обрел в Берлиозе энергичного помощника пером, к которому скоро присоединились и помощники деньгами. Тогда С. построил саксофоны восьми различных величин. Результаты своего опыта и опыта своего отца по части наилучшего резонанса труб он применил затем к конструкции медных инструментов различных величин и пр. и дал последним в их новом виде названия саксгорна (срв. Бюгельгорн и Туба), саксотромбы и пр. С. взял патент на свои усовершенствования и быстро достиг большой известности; инструменты его введены были в особенности в французских военных оркестрах.
Многочисленные нападки, выражающие сомнение в оригинальности его усовершенствований, были естественным следствием зависти его конкурентов, которых он превзошел; тем не менее судебные решения высказывались всегда в пользу С-а. Несомненно, что назвав все свои инструменты своим именем он обнаружил не малую долю тщеславия и самовозвеличения, но с другой стороны заслуги его стоят вне сомнения и было бы ложным патриотизмом со стороны немцев унижать С. потому только, что в числе тех, с которыми у него были столкновения, находились также и немцы (см. Випрехт). 1857 С. сделался преподавателем игры на саксофоне при парижской консерв. и издал школу игры на своих инструментах.
5) Мария, см. Сасс.
Другие люди и понятия:
Саксотромба (Saxotromba) — название, которое дал Ад. Сакс (см.) одному из изобретенных им семейств инструментов. Семейство это по мензуре занимает среднее место между бюгельгорном (или…
Саксофон (Saxophone) название, которое дал Ад. Сакс (см.) изобретенному им 1840 новому духовому инструменту, который с одной стороны принадлежит к числу медных духовых инструментов, а по способу…
Сала, 1) (Sahla), Рихард, род. 17 сент. 1855 в Граце; 1868—72 ученик лейпцигской консерв. (Давид); дебютировал в кач. скрипача 1873 в концерте Гевандгауза, был поочередно конертмейстером музык. об-ва в…