Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Р - С

К оглавлению

Рафф

РаффРафф,

1) Антон, см. Рааф.

2) Иосиф Иоахим, род. 27 мая 1822 в Лахене на Цюрихском озере. ум. в ночь с 24 на 25 июия 1882 во Франкфурте н. М. (от разрыва сердца). Сын органиста, воспитывался в Визенштеттене (Вюртемберг) и учился в иезуитской гимназии в Швице, но по недостатку средств должен был отказаться от поступления в университет и сделался школьным учителем. Однако композиторская жилка проявилась в нем уже тогда; несколько первых произведений, посланных им на просмотр к Мендельсону, были одобрены последним, вследствие чего Р. нашел издателя в лице фирмы Брейткопф и Гертель (фп-ные пьесы op. 2—14; op. 1. "Серенада" для фп. издана была у Андре в Оффенбахе). Тогда Р. бросил учительство и отдался искусству, причем встретил поддержку со стороны Листа; он сопровождал последнего 1846 в его концертном турне до Кёльна. В 1850 Р. последовал за Листом в Веймар, который сделался в то время средоточием новонемецкого направления. Сам Р., вступив в ряды горячих сторонников последнего, сделался сотрудником журнала "Neue Zeitschrift für Musik" (раньше он писал критич. статьи в журнале "Cäcilia" Дена) и издал брошюру "Die Wagnerfrage" 1854). Продуктивность его принимала все большие и большие размеры. Опера его "König Alfred" была 1851 поставлена в Веймаре, но не имела такого успеха как он ожидал и кроме Веймара нигде больше не давалась. Это и было вероятно причиной, почему Р. с тех пор обратился преимущественно к чистой инструментальной музыке, которая в течение нескольких десятилетий доставила ему большие успехи, особенно в области камерной музыки и симфонии, 1853 Р. обручился с актрисой Дорис Генаст, последовал 1856 за ней в Висбаден и женился 1859. Он покинул Висбаден лишь осенью1877, когда приглашен был в кач. директора консерват. Гоха во Франкфурт н. М. Популярность композиций Р. прошла скорее, чем можно было ожидать. Уже теперь последние устарели почти все без исключения, поблекли по сравнению с произведениями более старых классиков и романтиков (в особенности Брамса) и исчезают с программ. Правда, произведения его весьма неодинаковы по достоинству; однако найти объяснение тому обстоятельству напр., что его "Лесная симфония" в наст. время больше "не звучит", было бы трудно.

Первые 46 опусов Р. состоят исключительно из пьес-соло для фп.; op. 47—53 романсы. Перечень сочинений Р. издан об-вом "Raff-Denkmal-Verein" во Фраккфурте (1886). Р. написал для оркестра 11 симфоний: № 1. "An das Vaterland", op. 96 (премиров. 1863); № 2 C-dur, op. 140; № 3 "В лесу", op. 153 (пожалуй, самое выдающееся произведение Р., 1869); № 4 G-moll, op. 167; № 5 E-dur, "Lenore", op. 177; № 6 D-moll, "Gelebt, gestrebt; gelitten, gestritten; gestorben, umworben", op. 189; № 7 B-dur, "In den Alpen", op. 201; № 8 A-dur, "Frühlingsklänge", op. 205; № 9 E-moll, "Im Sommer", op. 208; № 10 F-moll, "Zur Herbstzeit", op. 213; № 11 A-moll, "Der Winter" op. 214 (посмертная, редакт. Эрдмансдерфером). Симфониэтта для 8 деревян. духовых инструм. и 2 валторн (op. 188); 3 оркестров. сюиты (op. 101, 194 [в венгерском стиле], итальянская сюита [без опуса]; 4-я [тюрингенская, B-dur] осталась в рукоп.); 5 увертюр: op. 103 Jubel-Ouverture, 117 Fest-Ouverture, 123 концертная увертюра, 124 (для духового оркестра), 127 на тему "Ein’ feste Burg"; 4 другие (к "Ромео и Юлии", "Отелло" "Макбету" и "Буре" Шекспира) остались в рукописи, "Festmarsch" op. 139, "Abends" (рапсодия для орк. op. 163). "Элегия" для орк. осталась в рукописи, а большая оркестров. фуга — неоконченной. Для фп. с орк.: "Ode au printemps", op. 76; концерт C-moll, op. 185, и сюита Es-dur, op. 200. Для скрипки с орк. 2 концерта: H-moll op. 161; A-moll op. 206, и сюита op. 180. Виолончельный концерт D-moll, op. 193 (второй G-dur в рукоп.).

Камерная музыка: 8 струнн. квартетов (op. 77, 90, 136, 137, 138, 192 [№ 6 "Suite älterer Form"; № 7 "Die schöne Müllerin; № 8 "Suite in Kanonform]), струнн. секстет, op. 178, и струнн. октет, op. 176; фп-ный квинтет, op. 107, 2 фп-ных квартета op. 202 (G-dur и C-moll), 4 фп-ных трио (op. 102, 112, 155, 158), 5 больших скрипич. сонат (op. 73, 78, 128, 129, 145), сюита для фп. и скрипки (op. 210) и такие же пьесы (op. 58, 63 [на мотивы Вагнеровских опер; 3 тетр.], 67 ["La fée d’amour" с орк.], 85, 203 ["Völker", 9 тетр.]), Duo (G-dur) остался в рукописи; виолонч. соната op. 183, Duo для фп. и виолончели (op. 59) и 2 тетр. пьес op. 86, 2 романса для валторны (виолончели) с фп. op. 182, 2 фп-ные сонаты (op. 14, 168), 3 сонатины op. 99 и 7 сюит (op. 69, 71, 72, 91, 162, 163, 204). Пьесы для фп. в 4 руки: op. 82 (12 пьес без октав), 150 (Chaconne), 159 (Humoresken в форме вальса), 160 ("Reisebilder"), 174 ("Aus dem Tanzsalon"), 181 (2-я Humoreske: "Totentanz"); далее для 2 фп. Chaconne op. 150 и фантазия op. 207a (также и для фп. со струнн. квартетом).

Пьесы для фп. в 2 руки — "Hommage au Néo-Romantisme", op. 10; баллада, скерцо, метаморфозы, op. 74; "Сюита" без октав, op. 75; "Chant d’Ondine", op. 84; "Introduction et Allegro spherzando", op. 87; "Венгерская рапсодия", op. 120; Gavotte, Berceuse, Espiègle, op. 125; тарантелла, op. 144; скерцо, op. 148; "Allegro agitato", op. 151; вариации на оригинальную тему, op. 179; "30 этюдов" (без опуса); "Каватина" и "La fileuse", op. 157; "Reisebilder" op. 160 и др. Количество парафраз Р-а. очень велико (м. пр. "Die Oper im Salon", 12 тетр., op. 35, 36, 37, 43, 44, 61, 65) и пр. Из вокальных композиций Р. имели успех несколько романсов из op. 88 "Sangesfrühling" (30 №№). Р. написал множество романсов: op. 47—53, 66, 172, 173, 191, 192, 211, 12 дуэтов (op. 114), 6 терцетов для женс. голосов с фп. (op. 184), 10 песен для смеш. хора (op. 198), 2 таких же (op. 171), 30 квартетов для мужс. голосов (op. 97, 122, 195), "Wachet auf" (Geibel) для мужс. хора. соло и оркестра (op. 80), "Deutschlands Auferstehung" (op. 100, мужск. хор и орк.), "De profundis" 8-глсн. с орк. (op. 141); в рукописи остались несколько церковн. композиций к хоров с орк. Кроме того Р. издал "Im Kahn" к "Der Tanz" (op. 171, смеш. хор с орк.), "Morgenlied" к "Einer Entschlafenen" (то же с сопрано-соло, op. 186), "Die Tageszeiten" (op. 209 для хора, фп. и оркестра, 4 части) и "Weltende, Gericht, neue Welt" (op. 212, оратория по Апокалипсису). Кроме вышеупомянутой оперы "König Alfred" Р. написал еще комич. оперы "Dame Kobold" (Веймар 1870, op. 154), "Die Eifersüchtigen" (на собств. текст, не исполн.), "Die Parole" (то же), лирическую оперу "Benedetto Marcello" (то же) и большую оперу "Samson" (то же).

Другие люди и понятия:

Рахманинов

РахманиновРахманинов, Сергей Васильевич, отличный пианист и даровитый композитор; род. 20 мар. 1873 в Новгородск. губ., 1882 поступил в Спб. консерваторию по классу фп. (Демянский); 1885 перешел в московскую… Полная информация

Ре

РеРе (Rée), 1) Антон, 1820—1886; датский пианист; ученик Жана Шмитта и К. Кребса в Гамбурге, концертировал 1839—42, а затем был популярным учителем в Копенгагене. Написал фп-ные пьесы, был… Полная информация

Ребаум

РебаумРебаум (Rehbaum), Теобальд, род. 7 авг. 1835 в Берлине, скрипач, композитор и музык. писатель; ученик Губерта Риса (скрипка) и Фридр. Киля (композиция); издал ряд инструктивных и других сочинений для… Полная информация