С - Т
Стеффани
Стеффани,
1) Агостино, аббат, знаменитый композитор, камерные дуэты коего занимают выдающееся положение в старинной литературе, род. 1655 в Кастельфранко (Венеция), ум. 1730 во Франкфурте н. М.; первоначальное музык. образование получил в кач. дискантиста при соборе св. Марка в Венеции, а затем, пользуясь покровительством курфюрста, сделался учеником И. К. Керля в Мюнхене (1667). С. остался в Мюнхене, 1670 сделался уже камермузыкантом, 1672—74 совершенствовался еще в Риме, 1675 сделался придв. органистом, а 1680 директором придв. камерной музыки наряду с Бернабеи. 1681 С. написал свою первую оперу "Marco Aurelio", за ней последовали "Solone", "Audacia e rispetto", "Servio Tullio" (доставившая ему место капельм. при ганноверском дворе), "Alarico", "Niobe". Для Брауншвейга он написал оперы: "Henrico detto il Leone" (1689); "La lotta d’Alcide con Acheloo" (1689); "Le rivali concordi"; "La superbia d’Alessandro" (1690); "Orlando generoso" (1691); "Alcibiade" (1700, но раньше, 1697 в Гамбурге), "Atalante" (1698) и "Il trionfo del fato" (= "Lavinia e Dido", 1699); для Ганновера: "I Baccanali" (1695), "Briseide" (1696), "Arminio" (1707), "Enea" ( — "Turno", 1709); для Дюссельдорфа: "Tassilone" (1709), 1680 С. принял сан священника и стал преуспевать по дипломатической части. Он сделан был чрезвычайным посланником при немецких дворах, чтобы устранить препятствия, которые ставились учреждению девятого курфюршества (Брауншвейг-Ганноверского); это удалось ему самым блестящим образом (1692), за что он был награжден званием папского протонотариуса и епископа Спигского (in partibus) и пенсией в 1500 талер. С тех пор С. сделался более придворным, чем музыкантом и был очень доволен, когда мог передать Генделю (см.) свою должность капельмейстера (1710). С. продолжал все таки жить в Ганновере, посетил 1729 Италию и вращался преимущественно в кругу кардинала Оттобони в Риме.
Смерть постигла его во время путешествия во Франкфурте н. М. От многих произведений С. не сохранилось даже и заглавий. Сделавшись дипломатом, он любил выпускать свои произведения под чужим именем (своего переписчика Пива). Он издал: "Psalmodia vespertina 8 plenis vocibus concinenda" (1674); "Janus quadrifons 3 vocibus vel 2 qualibet praetermissa modulandus" (1685), мотеты с continuo на 3 голоса, из коих любой может быть выпущен); "Sonate da camera a 2 violini, alto e continuo" (1679); "Duetti da camera a soprano e contralto con il basso continuo" (1683, весьма замечательны) и небольшая брошюра: "Quanta certezza habbia da suoi prinzipii la musica" (1695; нем. перев. Веркмейстера 1699, а также Альбрехта 1760). Срв. W. Woker "Aus den Papieren des kurpfälzischen Ministers A. St." (1885).
2) см. Стеффен.
Другие люди и понятия:
Стеффен, Иосиф Антон (Стеффани), род. 1726 в Копидино (Чехия), ум. до 1800 в Вене, где получил титул импер. придв. капельмейстера и был весьма популярным учителем фп-ной игры; ученик Вагензейля,…
Стеффенс, Юлиус (сын Фридриха С., директора военной музык. школы в Потсдаме), род. 1831 в Штаргарде (Померания), ум. 4 марта 1882 в Висбадене. Выдающийся виолончелист, ученик Mop. Ганца в Берлине и Карла…
Стиль (от лат. stilus — палочка, которою писали на вощенной дощечке), манера письма, особенность фактуры; в субъективном смысле можно говорить о с-е данного композитора (с. Бетховена, Моцарта,…