С - Т
Сурдины
Сурдины (франц. sourdines, итал. sordini, нем. Sordinen, Dämpfer) — приспособления, при помощи коих уменьшается (заглушается) сила тона у струнных, духовых и ударных инструментов. В старинных четырехугольных фортепиано, а также в пианино старинной конструкции имелись двоякого рода заглушающие механизмы: 1) общие всем фп. демпферы (франц. étouffoirs) — небольшие войлочные клинушки, прекращающие звук в момент освобождения клавиши и 2) особого рода демпферы, приводимые в действие особой педалью; демпферы эти устраняли лишь слишком сильные колебания струн, небольшие же допускали и таким образом отчасти заменяли передвижение клавиатуры в роялях и новейших пианино; впрочем, они производили совершенно особый эффект, так что надо удивляться, почему современные фп-ные фабриканты не устраивают кроме передвижения клавиатуры и приспособлений, заглушающих звук. С-ы смычковых инструментов представляют собой деревянные гребешки (по форме похожие на подставку) с расщепленными зубцами, которые крепко насаживаются на подставку. Такие с-ы не могут препятствовать сильному колебанию струн, зависящему от силы нажима смычка, но всеже сильно изменяют передачу колебаний струны резонансной доске. Тембр смычковых инструментов с с-й совсем иной чем без нее; в нем есть носовой оттенок, напоминающий гобой. В piano тембр этот точно подернут какою-то дымкою грез, в mezzo-forte странно подавлен, — точно что-то рвется на волю. Для медных духовых инструментов употребляют в кач. с. просверленные деревянные втулки, которые вдвигаются в раструб и сильно изменяют тембр, сдерживая молекулярные колебания самого медного корпуса. Вместе с тем такие с-ы действуют как половинное закрытие, т.е. несколько изменяют высоту тона, вследствие чего применение их представляет неудобства; в последнее время придумали более сложные с-ы. Закупоривание валторн и труб рукой также заглушает звук и сообразно с этим изменяет тембр. Звук барабанов заглушается посредством вдвигания полоски сукна между струной и кожей, а звук литавр посредством прикосновения руки к коже.
Другие люди и понятия:
Суриано (Сориано), Франческо, выдающийся композитор римской школы, род. 1549 в Риме, ум. 1620 там же; будучи мальчиком-хористом, учился у Дж. М. Нанини и Палестрины; состоял сперва капельмейстером при…
Существенные диссонансы, так называют многие теоретики те гармонические образования, в коих диссонирующие тоны имеют гармоническое значение, в противоположность случайным диссонансам,…
Суэтти (Souhaitty), Жан-Жак, монах-францисканец в Париже, первый применил цифирное нотное письмо, в новейшее время во многих местах принятое при преподавании пения в народных школах (срв. Руссо,…