С - Т
Танеев
Танеев, —
1) Сергей Иванович, род. 13 нояб. 1856 во Владимире губ. Сын чиновника, рано сталь учиться музыке. 10-ти лет (1866) поступил в москов. консерваторию (по фп-му классу Лангера). Благодаря настояниям директора консерв. Н. Рубинштейна, родители, хотевшие 1869 принять мальчика-гимназиста из консерв., оставили его там, заменив гимназич. занятия домашними. В консерв. Т. изучал игру на фп. у Рубинштейна и теорию музыки у Губерта (формы, фуга) и Чайковского (гармония, инструментовка, свободн. сочинение). В 1875 Т. окончил консерв. с большой золотой медалью (первою с основания консерв.); 1876 концертировал по России (с Ауэром), 1877—78 жил в Париже, концертировал в остзейских провинциях (1878) и в том же году приглашен был в москов. консерв. профессором гармонии и инструментовки, на место ушедшего Чайковского. В конце 1880—81 Т. взял на себя также класс фп. (после ухода Клиндворта и смерти Н. Рубинштейна), которым и руководил по 1887—88. По уходе Губерта в начале 1883 Т. стал преподавать свободное сочинение (по 1887—88); в настоящее время Т. преподает только контрапункт (с 1888), фугу (с 1891) и формы сочинения (с 1897). По уходе Губерта Т. состоял директором консерв. в 1885—89, руководя. в то же время классами хоровым и оркестровым. За время директорства, Т-у удалось, благодаря увеличению стипендий по духовым инструм., добиться организации полного ученического оркестра (1888). Количество учащихся, вследствие более строгого подбора, при нем уменьшилось, но дефициты уничтожились. Как пианист, Т. теперь почти не выступает.
Впервые он выступил публично в Москве 1875 в концертах И. Р. М. О. Уже тогда он обнаружил ту зрелость, стильность и художественную объективность передачи, которые и впоследствии, еще более развившись, составили характерную особенность Т-а, как пианиста. Т. м. пр. явился первым исполнителем B-moll’ного концерта Чайковского (1875), его же фп-ной фантазии (1884), фп-ного трио (1882) и посмертного концерта Es-dur (1896); за промежуток 1875—96 Т. неоднократно выступал в концертах И. Р. М. О. в Москве, а также СПБ., Харькове, Н.-Новгороде и др. Как преподаватель Т. отличается редкой энергией, знанием дела и систематичностью; очень большое внимание уделяется им (отчасти под влиянием Лароша) при преподавании изучению старинных мастеров и строгого стиля. Это один из лучших современных знатоков контрапункта, и не только в прикладной области преподавания и композиции, но и в области теоретического исследования. Сочинения Т. отличаются мастерством тематического развития и богатством голосоведения. Наиболее известны из них камерные сочинения.
Первое публично исполненное сочинение Т. относится к 1880 (хор с орк., "Я памятник себе" при открытии памятника Пушкину), первое напечатанное к 1881 (3 мужских хора). Изданы: А. Для оркестра: 1-я симфония C-moll op. 12, 1902 (собственно 4-я, см. ниже). В. Для камерного ансамбля — 5 струн. квартетов: B-moll (op. 4), C-dur (op. 5), D-moll (op. 7), A-moll (op. 11), A-dur (op. 13). C. Опера "Орестея", трилогия (в 8 картинах) по Эсхилу, либр. А. Венкстерна; писалась больше 10 лет, издана в 1894 (литограф.) и в исправл. виде, в 1898 (партитура и клавираусц. на языках русск., нем. и франц.); шла в СПБ. на Мариинск. сцене 1895. D. Кантата "Иоанн Дамаскин" для хора, солистов и орк. (1884). Е. Хоры: 3 мужских на слова Фета, 2 мужск. в сборн. Альбрехта, "Восход солнца" для смешан. хора и др. По смерти Чайковского Т. закончил и инструментовал его "Andante и финал" (для фп. с орк.) и дуэт "Ромео и Юлия"; он переложил также для фп. в 2 и 4 руки многие сочинения Чайковского (симфонии 4-я и 5-я, клавиры "Иоланты" и "Щелкунчика" и др.), Глазунова (5-я симфон.) и Аренского (симфон.). В рукописи: симфонии 1-я, 2-я (неоконч.) и третья d-moll (исполн. 1885, Москва); увертюра C-dur на рус. темы (исп. 1882); струн. трио; квартеты Es-dur (исп. 1881), C-dur (исп. 1882), 3-й; романсы и др. В рукописи также долженствующее скоро выйти на русск. и нем. языках исследование, плод многолетних изысканий: "Подвижной контрапункт строгого письма" (2 части). Кроме того изданы переведенные Т-м книги Бусслера: "Учебник форм" (1883, вместе с Кашкиным) и "Строгий стиль" (1885). Дядя предыдущего —
2) Александр Сергеевич, род. 5 янв. 1850 в СПБ. По окончании Спб. университета, поступил на государственную службу; в настоящее время занимает пост Главноуправляющего канцелярией Его Величества. Музык. способности унаследовал от отца, Сергея Александровича Т., также управлявшего канцелярией Е. В. и автора хоров и струн. квартета, напечатанного в Лейпциге. Композицию изучал у Ф. Рейхеля в Дрездене и много позднее у Римского-Корсакова и А. Петрова в СПБ.; пользовался также советами Балакирева, обработавшего для концертн. исполнения 2 фп-ных вальса Т-а. Отпечаток дилетантизма, лежавший на первых сочинениях Т-а, в позднейших его работах мало-помалу сглаживается. Из сочинений Т. изданы: одноактная опера "Месть Амура", 2-я симфония B-moll (op. 21), две сюиты для орк. (2-я F-dur op. 14); две мазурки для орк. (op. 15); торжествен. марш для орк. (op. 12); два квартета; пьесы для фп. (op. 20, 21 и др.), для скрипки с фп. или орк. ("Rêverie" op. 23), виолонч. (op. 10), кларнета, пения с фп. (два дуэта op. 17, три романса op. 18); хоры a capella и с орк. В рукописи: 1-я симфония, "Алеша Попович" (симф. картина) и др. Т. состоит также после Т. Филиппова председателем Песенной Комиссии при Импер. Русск. Географическом Обществе.
Другие люди и понятия:
Танцевальные пьесы. Уже давна признано значение т-х п-с их резко различающимися ритмическими типами — для развития музыки, особенно инструментальной. Оба главных типа, более строгий…
Тапперт, Вильгельм, музык. писатель, род. 19 февр. 1830 близ Бунцлау, несколько лет был школьным учителем, но 1856 перешел к музыке; учился в консерв. Куллака, а по теории брал уроки у Дена. С тех пор Т….
Тар — азиатский (кавказский) музык. инструмент. Корпус т. выдалбливается из цельного куска дерева в форме, напоминающей гитару; выдолбленное дерево обтянуто пузырем, играющим роль верхней деки…