С - Т
Словари музыкальные
Словари музыкальные, представляют собой либо 1) расположенные в алфавитном порядке объяснения употребительных в музыке технических терминов, описание инструментов и более или менее сжатые изложения правил музыкального сочинения (технические с.), либо 2) биографии музыкантов в алфавитном порядке (биографические и библиографические с.), либо наконец 3) соединение двух первых видов (универсальные с. музык. искусства, музыкальные энциклопедии). Старейшим видом музык. с-й является первый; сюда принадлежат: Tinctoris "Terminorum musicae diffmitorium" (1474); Janowka "Clavis und thesaurum magnae artis musicae" (1701); Brossard "Dictionnaire de musique" (1703); Grassineau "Musical dictionary" (1740); Rousseau "Dictionnaire de musique" (1767); из новейших в особенности: Koch "Musikalisches Lexikon" (1802, 2-е изд. А. ф. Доммера, 1865), Gianelli "Dizionario" (1801), Lichtenthal "Dizionario e bibliografia della musica" (1826, 4 т.), Castil-Blaze "Dictionnaire de musique moderne" (1821). К числу музык.-биографических с-ей принадлежат: Gerber "Historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler" (1790 до 1792, 2 т.) и "Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler" (1812—14, 4 т.); Choron et Fayolle "Dictionnaire historique des musiciens" (1810—11, 2 т.) и Fétis "Biographie universelle des musiciens" (1835—44, 2-е изд. 1860—65, 8 т.; дополн. Пужена 1878—81, 2 Т.).
Самым старинным с-м смешанного вида является Walther "Musikalisches Lexikon" (1732); за ним последовали: Schilling "Universallexikon der Tonkunst" (1835—38, 6 т.; дополнение 1842); Gathy "Musikalisches Konversationslexikon" (1835, 3-е изд. 1873), Escudier [frères] "Dictionnaire de musique" (1844); Gassner "Universallexikon der Tonkunst" (1845); Ed. Bernsdorf "Neues Universallexikon der Tonkunst" (1856—61, 3 т.; дополнение 1865); Mendel "Musikalisches Konversationslexikon" (продолжен Рейсманом, 1870—79, 11 томов, дополнит. том 1883); O. Paul "Handlexikon der Tonkunst" (2 т. 1873); Aug. Reissmann "Handlexikon der Tonkunst" (1883); Grove "Dictionary of music" (1879—89, 4 тома и большое дополнение); и предлагаемый в настоящем переводе "Musik-Lexikon" Гуго Римана (1-е нем. изд. 1882; 5-е изд. 1900; англ. перев. Дж. С. Шедлока 1893—96, француз. перев. Г. Эмбера 1896—99, датский перев. [без разрешения автора, под именем Г. Н. Шитте] 2 т. 1888 и 1892; русск. перев. Б. Юргенсона, под ред. Ю. Энгеля со многими дополнен. 1901—1904). Ценные сведения дают: U. Kornmüller "Lexikon der Kirchlichen Tonkunst" (2-е изд. 1895) и Wetzler и Welti "Kirchenlexikon", а также собрания музыкальных характеристик Ла-Мара, Эмбера (Imbert), Наумана и пр. (см.). Национальными музыкантами ограничиваются: Felipe Pedrell "Dicionario biogr. y bibliogr. de musicos y escriptores de musica españ., portug. y hisp.-americ. antiguos y modernos" (1-й том 1897), Joaq. Vasconcellos "Os musicos portuguezes" (1870, 2 т.), Henri Viotta "Lexicon der toonkunst" (на голландс. яз. 1889, 3 т.) и J. D. Brown & St. S. Stratton "British musical biography" (1897), Sovinski "Musiciens polonais". Срв. под авторами.
На русск. языке до настоящего с-я имелись: Гаррас "Карманный муз. с." (1903, 11-е изд.; муз. терминология); А. Рубец СПБ. 1886 "Биографич. лексикон русск. композиторов"; "Краткий с. русск. музык. писателей" (Музык. Календарь-Альманах на 1895; изд. "Русск. Музык. Газ."); "Краткий с. русск. композиторов и музык. деятелей" (Музык. Календарь-Альманах на 1890; составл. Лисовским); "Краткий с. народн. музык. инструментов в России" (Музык. календарь-альманах на 1896, изд. "Русск. Музык. Газ."); А. Преображенский "С. русского церковн. пения" (Москва, 1896); Idem "Словарь русских церковн. композиторов и писателей по церковн. пению" ("Русск. музык. газ."; №№ 1, 3—4, 1897); П. Перепелицын "Музык. с". (энциклопедический справочный сборник), Москва, 1884.
Другие люди и понятия:
Слушать — значит не только быть пассивным объектом звуковых впечатлений, но воспринимать их активно, перерабатывать, что особенно следует иметь в виду, когда речь идет о музыке. Уже Аристоксен…
Смагин, Александр Васильевич, род. 1843 в селе Шипицыне (Пермс. губ.) в крестьянской семье, ум. 19 нояб. 1896 в СПБ.; знаток церковного звона, изобрел систему балансирования колоколов (подвязывания к их…
Смарелья (Smareglia), Антонио, род. 1854 в Поле, готовился сделаться техником, но поступил в миланскую консерв. и вскоре составил себе имя операми (написанными под влиянием немцев и в особенности…