Т - Ф
Фаминцын
Фаминцын, Александр Сергеевич, музык. исследователь и композитор, брат известного ботаника-физиолога, род. 24 окт. 1841 в Калуге, ум. 24 июня 1896 в м. Лигове близ СПБ. В 1862 оконч. естеств. факульт. Спб. университета; в тоже время занимался музыкой у Сантиса и Фохта. В 1862—64 учился еще в лейпцигской консерв. (Гауптман, Рихтер — теория; Рибель, Мошелес — фп.) и год изучал композицию под руков. Зейфрица в Лёвенберге. Вернувшись в СПБ., Ф. читал при консерв. историю музыки и эстетики (1865—72) и был секретарем И. Р. М. О. (1870—80). С конца 60-х и до конца 70-х годов Ф. был музык. сотрудником "Голоса", 1869—71 редактировал журнал "Музык. сезон", в котором поместил также множество заметок и статей; сотрудничал еще в "Муз. листке" (1872), "Баяне" (1888), "Пчеле", "Слове", "S.-Petersburger Zeitung", и др. русск. и немецких изданиях. В своей крит.; ч. деятельности Ф. проявил себя сторонником классиков, несколько односторочним консерватором и ярым противником "Новой русской школы". Полемика Стасова по поводу статей Ф-а привела даже к судебному разбирательству между обоими критиками.
Большее значение имеют тщательные и добросовестные музык.-исторические исследования Ф-а. Им написаны: "Разбор сочинения Шафранова: о складе народно-русской песенной речи" (СПБ. 1881); "Божества древних славян" (неоконч., 1-й выпуск 1884); "Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе" (в муз. журнале "Баян" 1888, отдельн. изд. СПБ. 1889; здесь Ф. м. пр. указывает на проявления этой гаммы в народн. русской песне); "Скоморохи на Руси" (СПБ. 1889); "Гусли", историч. очерк (СПБ. 1890; за эту работу Ф-у присуждена Академией наук серебр. медаль): "Домра и сродные ей инструменты рус. народа…." (СПБ. 1891). Предпринятый Ф-м "Словарь русских музык. деятелей" остался недоконченным. Им издано также руководство "Начатки теории музыки" (СПБ. 1895) и переведены с нем. учебники Рихтера ("Учебн. гармонии" 1876, "Учеб. контрапункта", "Учебн. фуги" 1873, "Элемент. теория" с дополн. и под ред. Ф-а 1886); "Всеобщий учебник музыки" Маркса (3-ье изд. 1893), "Руководство к модуляции" Дрэзеке. Композиции Ф-а: А. Оперы: "Сарданапал" (СПБ., Мариинск. т. 1875; вследствие неуспеха снята с репертуара; клавир. напечат.); "Уриель Акоста" (1883; рукопись). В. Симфонич. карт. "Шествие Диониса" (исполн. в концерт. И. Р. М. О.); С. Камерн. ансамбль: 3 струн. квартета (Es-dur, F-dur и D-moll); фп-ный квинтет. D. Романсы, "Русский детский песенник" (2 части), "Баян" (150 песен разных национальностей на 1 и 2 голоса).
Другие люди и понятия:
Фантазия (итал. fantasia, нем. Phantasie, фран. fantaisie, произн. фантэзи), 1) творческая деятельность человеческого духа, сила воображения, истинная мать всякого искусства, поскольку искусство не…
Фарбах (Fahrbach), 1) Иосиф, 1804—1883; выдающийся венский виртуоз на флейте и гитаре, написал множество концертов для флейты. Сын его — 2) Вильгельм, 1838—1866; венский дирижер собственного…
Фарина, Карло, один из первых композиторов для скрипки и совершенствователей камерного стиля; родом из Мантуи, около 1625 камермузыкант при дворе курфюрста саксонского в Дрездене. Издал в…