Т - Ф
Транспонирование
Транспонирование, транспозиция — перекладывание пьесы из одной тональности в другую. Идеальнейший вид т-я тот, когда пьеса настолько усвоена играющим, что может быть (наизусть) воспроизведена им в любом строе, — фокус, который могут проделать почти все дети-виртуозы. Т. на бумаге (переписка в другой строй) представляет большей частью полумеханическую работу. Труднее т. a vista за фп. или другим инструментом; при этом применяются следующие обычные приемы: при транспозиции на хроматический полутон играются те же ноты, что написаны, при чем изменяются только знаки в ключе; в случаях т-я из♭-ного строя в♯-ный каждый становится♯, а случайный ♭ переходит либо в , либо остается ♭; в случаях т-я из ♯-ного строя в ♭-ный, наоборот, каждый становится ♭, а случайный ♯ большей частью переходит. в (напр. из A-dur в As-dur [1., 2.] или наоборот [2. 1.]):
Для всех остальных видов т-ия (на любой интервал вверх или вниз) есть только одно действительно хорошее вспомогательное средство: надо придавать линейной системе измененное, соответствующее требованиям т-я значение. К подобным изменениям значения музыкант привычен благодаря употреблению различных ключей, но далеко недостаточно; кроме того ключи большей частью переносят в совсем иную область тонов (на 1—2 октавы выше или ниже). Тем не менее при некотором упражнении играющий может быстро достигнуть того, чтобы представлять себе ноты, которые следует играть, как бы действительно стоящими на нотной системе. Худшей ошибкой при т-ии было бы сосредоточивать внимание на первоначальной нотации, чтобы затем передвинуть ее — такая постоянная смена двух чуждых друг другу строев только путает. Особенно необходимо уменье транспонировать для аккомпаниаторов — будь то пианисты, органисты или члены аккомпанирующего оркестра. См. Транспонирующие инструменты.
Другие люди и понятия:
Транспонирующие инструменты — так называются те духовые инструменты, для которых нотируется в виде C-dur’а строй, соответствующий их натуральной гамме (ряду обертонов). К т-м и-м принадлежат…
Траэтта, Томмазо, знаменитый композитор неаполитанской школы, род. 30 марта 1727 в Битонто (Неаполь), ум. 6 апр. 1779 в Венеции; в течение 10 лет (1738—48) был учеником Дуранте в Conservatorio di Loreto; первый оперный…
Требелли, Зелия (собственно Gillebert, от конца к началу — Т.), известная оперная певица (контральто), род. 1838 в Париже. Была уже хорошей пианисткой, когда стала изучать пение у Вартеля в Париже (4 года)…