Т - Ф
Увертюра
Увертюра (франц. ouverture, итал. overtura, англ. overture), пьеса вступительная, открывающая собою какое либо крупное произведение, особенно оперу (см.). В первых музык. драмах не было у-ы, они начинались прямо с речитативного пролога. Опера Монтеверде "Orfeo" начиналась с токкаты; эта коротенькая токката, вся построенная на C-dur’ной гармонии и при всей своей суховатости не лишенная блеска, исполнялась три раза подряд. Постепенно композиторы стали помещать в начале оперы короткую сонату (canzon da sonar) или простую симфонию (в стиле паваны). Эти оперные вступления долго не имели никакого самостоятельного значения с точки зрения развития инструментальной музыки; форма их также не была прочно выработана. Здесь применялись всевозможные группировки частей, свойственные старинной сонате. Лишь к концу 17-го века стали выкристаллизовываться две обычные формы у-ы, представлявшие собою нечто вроде сонаты, ограниченной тремя частями. Люлли помещал перед фугированным Allegro патетическое вступление, которое повторялось в конце у-ы (большей частью в сокращенном виде или общих чертах). Алессандро Страделла, напротив, начинал у-у (которая в Италии называлась sinfonia) вступительным Allegro (в фугированном стиле), вставлял затем медленную часть и в конце давал у-е ее первоначальный характер (Allegro). Популярность, которую приобрел парижской оркестр при Люлли благодаря своей строгой дисциплине, распространилась и на у-у последнего (ouverture à la Française), особенно в Германии (Г. Муффат, Иог. Фишер, Эрлебах, И. И. Фукс, Телеман, Фёрстер и пр.); здесь этот тип у-ы стали помещать во главе оркестровой сюиты (партиты) и он господствовал приблизительно до 1760 в концертах. Лишь около этого времени взяла перевес разработанная тем временем композиторами неаполитанской школы итальянская sinfonia, которую все чаще и чаще начали писать специально для концертных целей (см. Симфония), а французская у. стала выходить из употребления вместе с танцевальной сюитой. — Срв. Liemann "Die französische Ouv. in der Hälfte des 18. Jahrh." ("Musik. Wochenblatt" 1898).
Современные у-ы распадаются главным образом на три строго различных вида: 1) У. в сонатной форме, в которой имеются две (или даже три) различные по характеру темы; темы эти одна за другой появляются вслед за коротким вступлением патетического характера и после более или менее пространной разработки повторяются снова (следовательно для полной аналогии с сонатной формой недостает только репризы перед разработкой). Эта форма выдерживается более или менее строго в так назыв. концертных у-х, а также и во многих оперных у-х.
2) У.-попурри, в которой, без особой формы, кроме рассчитанного на эффект возрастания и контрастирующего расположения тем, нанизываются лучшие номера оперы (Россини и мн. др.).
3) У., имеющая по мотивам связь с оперой, но разработанная самостоятельно и закругленная сообразно законам музык. творчества (симфонический пролог), причем композитор либо излагает в сжатой форме основную мысль оперы, намечая противоположные элементы и примиряя их или же оставляя не примиренными, либо подготовляет начало произведения, его первые сцены. К этому виду новейших у-р принадлежит у-ы Вагнера и его последователей, а также некоторые увертюры Шумана, Вебера, даже Моцарта и Бетховена.
Другие люди и понятия:
Уголини, 1) Винченцо, композитор римской школы, ученик Берн. Нанини и учитель Беневоли; 1609 соборн. капельмейстер в Боневонте, 1615 — при франц. церкви св. Людовика в Риме и 1620 при соборе св….
Удар (нем. Anschlag). Существуют различные способы у-а в фп-ной и органной игре, посредством которых достигается предписанный композитором характер артикуляции (см.) тонов. Главнейшими из этих…
Ударные инструменты (нем. Schlaginstrumente, франц. instruments à percussion, лат. instrumenta pulsatilia, percussa), называемые также крустическими (от греческого κρούειν ударять;…