Ф - Ш
Цельтер
Цельтер, Карл Фридрих, род. 11 дек. 1758 в Берлине, ум. 15 мая 1832 там же. Ц. сын подрядчика каменщиков и сам подрядчик с 1783, но наряду с этим занимался многосторонне музыкой (скрипка, композиция) 1791 Ц. поступил в хоровое об-во Фаша (своего учителя; об-во это по переходе в здание академии приняло название Singakademie), неоднократно заменял последнего и после его смерти (1800) взял на себя обязанности дирижера. 1807, по окончании войны, он учредил "Ripienschule" для оркестровых упражнений. 1808 Ц-м положено было основание первому в Германии Лидертафелю, который получил 1809 формальную организацию, и для которого сам Ц. написал много песен. Пример этот быстро нашел подражателей (см. Лидертафель) и для мужского хорового пения началась в Германии новая эра. 1809 Ц. был назначен профессором академии. 1819 он основал корол. институт церковной музыки, во главе коего стоял до своей смерти. Дружба Ц-а с Гёте возникла благодаря особому предпочтению поэта к мелодиям Ц-а; последний с своей стороны вдохновлялся чудной лирикой Гёте. Весьма интересная переписка "Briefwechsel zwischen Goethe und Zelter" издана была 1833—36 в 6 томах in 8º. Вторая жена Ц-а Юлиана Паприц, (1767—1806) была отличная певица и служила украшением Singakademie. Ц. написал ряд многоголосных церковн. песнопений, кантаты, также оперы, но из всего этого напечатано лишь немногое; наибольшую популярность приобрели и частью даже проникли в народ его песни и мужские квартеты. Из литературных работ Ц-а первое место занимает "Biographie von K. P. Ch. Fasch" (1801). Автобиографию Ц-а издал В. Ринтель (1861).
Другие люди и понятия:
Ценгер, Макс, композитор. род. 1837 в Мюнхене, сын профессора-юриста; самоучка, лишь короткое премя учился у Л. Штарка теории; 1860 сделался капельмейстером в Регенсбурге, 1869 капельм. мюнхенской…
Цеплер (Zepler), Богумил, род. 6 мая 1858 в Бреславле, изучал сначала архитектуру, затем сдал экзамен на врача, и наконец перешел к музыке, сделавшись учеником Генр. Урбана в Берлине. 1891 Ц. впервые…
Церковная кантата (cantata da chiesa), так называются кантаты (см.) на церковные тексты; название это в наст. время в особенности прилагается к большой ц-й к-е для солистов, хоров и орк. Такая к….