Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Церковные лады

Церковные ладыЦерковные лады (нем. Kirchentöne) так называются различные октавные отрезки (части) основной гаммы (см.), которые в эпоху одноголосной (гомофонной) музыки, а также и позднее, еще во времена процветания контрапункта (полифонной музыки), рассматривались как особые строи или наклонения, отчасти на подобие нашего мажора и минора (октавы древних греков); развитие гармонической музыки, сознание значения консонирующих аккордов (трезвучий) и их положения в строе (тоника, доминанты) неизбежно привели к устранению ц-х л-в (срв. статью Каденция) и к исключительному господству двух наклонений — мажорного и минорного. Название ц. л. дано было древнегреческим октавам (ладам) потому, что средневековые теоретики распределяли по этим октавам отдельные церковные напевы смотря по их объему и заключительному тону. Древнейшие западные писатели, трактующие о ц-х л-х (Флакк Алкуин в 8-м веке, Аврелиан Реоменский в 9-м веке), ничего не знают о связи этих ладов с греческой музыкой и дают им просто нумерацию либо с 1-го по 8-й лад, либо разделяя на аутентические (с 1-го по 4-й) и плагальные (с 1-го по 4-й) лады (см. ниже). Напротив того в изложении сочинений византийских музык. писателей, в особенности. Бриенния (см.) сохранились следы преобразования античной системы в средневековую. В более древнюю эпоху византийская церковь различала также 4 ц-х л-а (η̉̃χοι, гласы), но располагала их сверху вниз: 1-й лад (α)=g—g′ 2-й лад (β)=f—f′ 3-й лад (γ)=e—e′ 4-й лад (δ)=d—d′

Плагальные же лады этих 4 главных ц-х л-в были расположены, подобно античным ладам с приставкой "гипо-", на квинту (не кварту) ниже аутентических: 1-й плагальный=с—c′ 2-й плагальный=H—h 3-й плагальный=A—a 4-й плагальный=G—g

Четвертый плагальный лад этой более древней византийской системы имел в основании своем тот тон, который на Западе со времен Одо из Клюньи обозначался гаммой (Γ) и считался необходимым в нижнем регистре, несмотря на то, что самый низкий плагальный лад западной системы (см. ниже) спускался всего только до а (в старинных Codices до появления названия Γ он называется также Quintus primo [!]). Риман в своем сочинении "Die Μαρτύριαι der byzantinischen liturgischen Notation" (отчеты Мюнхенской академии наук, 1882. II, 1) доказал с достаточной вероятностью, что древнейшая византийская система ц-х л-в преобразовалась таким образом из древнегреческой, что сначала были совершенно отброшены хроматизм и энгармонизм и из основных тонов наиболее существенных транспозиционных гамм (дорийской, фригийской, лидийской, миксолидийской, гиподорийской, гипофригийской и гиполидийской) образована была новая диатоническая основная гамма. Начальные буквы древних названий были вероятно сначала поставлены в виде помет (мартирий) при новом обозначении ладов первыми буквами греческого алфавита (которое приписывается св. Амвросию), но удержались вплоть до новогреческого нотного письма. На Западе появляется (сколько нам известно, впервые в 10-м веке, следовательно гораздо позже Амвросия) нотное письмо, которое применяет первые буквы латинского алфавита в том же значении (срв. Буквенное тонописание), а именно (1⁄2 обозначает шаг на полутон):

ABC1⁄2DEFG1⁄2A

Ряд этот равняется нашим c d e f g a h c′; древнейшее византийское нотное письмо было

αβγ1⁄2δεζη1⁄2α

или со слогами сольфеджирования πΑ Βου Γε Δι κΕ Ζω νΗ. Значение буквенных названий передвинулось на Западе впоследствии на терцию вниз, в Византии на ступень вверх, т.е. α сделалось = нашему d, т.е. основному тону 1-го церковного лада позднейшего порядка, который взят с западного. Бриенний приводит также номенклатуру византийских ц-х л-в древнейшего порядка с названиями античных греческих ладов; в ней ц. л. носит название, которое. как показывают расстояния, соответствует той античной транспозиционной гамме, на основном тоне коей он покоится (c—c′ дорийской, d—d′ фригийской, e—e′ лидийской, f—f′ миксолидийской и пр.). Подобная, по только хуже мотивированная перестановка значения названий произошла также и на Западе (впервые у автора "Alia musica", — сочинения, напечатанного у Герберта Script. I под именем Гукбальда), вследствие того что превратно ноняли одно место из Птолемея, и ошибочно отнесли к древнегреческим октавам то, что он говорит о разнице в высоте тонов транспозиционных гамм.

К западным церковным ладам относятся: 1) Первый ц. л. или первый аутентический (authentus protus) D E F G a c d (наше d e f g a h c′ d′), позднее названный дорийским ладом (Dorius). 2) Второй ц. л. или первый плагальный — "плагальный к первому" (plagius proti, plagis proti, plaga proti; lateralis, subjugalis proti) A B C D E F G a (= A H c d e f g a), гиподорийский (Hypodorius). 3) Третий ц. л. или второй аутентический (authentus deuterus) E F G a c d e (=e f g a h c′ d′ e′), фригийский (Phrygius). 4) Четвертый ц. л. или плагальный второй (plagius etc. deuteri) B C D E F G a (= H c d e f g a h), гипофригийский (Hypophrygius). 5) Пятый ц. л. или третий аутентический (authentus tritus) F G a c d e f (= f g a h c′ d′ e′ f′), лидийский (Lydius). 6) Шестой ц. л. или плагальный третий (plagius triti) C D E F G a c (= c d e f g a h c′), гиполидийский (Hypolydius). 7) Седьмой ц. л. или четвертый аутентический (authentus tetrardus) G a c d e f g (= g a h c′ d′ e′ f g′), миксолидийский (Mixolydius). 8) Восьмой или плагальный четвертый ц. л. (plagius tetrardi) D E F G a c d (= d e f g a h c′ d′), гипомиксолидийский (Hypomixolydius, с 11-го века). Плагальные лады (2-й, 4-й, 6-й, 8-й) производили от аутентических, прричем кварту, расположенную в последних над квинтой, переносили под эту квинту, на. пр. Da+ad аутентический лад, AD + Da плагальный; главный тон (заключительный, finalis) плагального л-а не ограничивал с двух сторон октаву, а находился посередине ее, на месте четвертого тона. Таким образом в 1-м и во 2-м ладах роль finalis играл тон D, в 3-м и 4-ом — тон E, в 5-ом и 6-ом — тон F, в 7-ом и 8-ом — тон G. Восьмой и первый лады поэтому вовсе не тождественны.

Ни в одном из четырех аутентических ладов заключительным тоном не являются C или A; не существовало стало быть и тех обоих наклонений, которые в наст. время являются единственными — (C) мажора и (A) минора. 16-й век, который впервые познал (срв. Царлино) принципы гармонии и пробил дорогу к современным строям, установил по этой причине два новых аутентических лада с их плагальными: пятый аутентический (ионийский) c d e f g a h c′, и шестой аутентический (эолийский) а h c′ d′ e′ f g′ a′ (называемый также modus peregrinus), пятый плагальный или гипоионийский: G A H c d e f g и шестой плагальный или гипоэолийский: e f g a h c′ d′ e′, так что с этого времени существовало 12 ц-х л-в (срв. "Dodekachordon" Глареана). Седьмой аутентический лад, — локрийский (см.), никогда не имел значения. Срв. следующий перечень:

Временную путаницу в нумерации ц-х л-в произвел Царлино, который принял лады, установленные Глареаном, но расположил их от самого низкого на C (аутентического) или G (плагального) последовательно вверх: I. ионийский, II. дорийский, III. фригийский, IV. лидийский, V. миксолидийский, VI. эолийский. Этот порядок был принят целым рядом писателей, но под конец снова оставлен. Срв. Riemann "Gesch. d. Musiktheorie", стр. 379.

Другие люди и понятия:

Цефаутный ключ

Цефаутный ключЦефаутный ключ — в русских певческих рукописях и нотных печатных церковных книгах имеет преобладающее значение. Происхождение ц. к. объясняется строением средневековой сольмизационной… Полная информация

Цеховой быт музыкантов

Цеховой быт музыкантовЦеховой быт музыкантов. Говоря о значении музыки в средние века, надо делить ее на церковную и светскую; первая была почти исключительно вокальной, последняя преимущественно инструментальной…. Полная информация

Цецилия

ЦецилияЦецилия (Caecilia), святая, знатная римлянка, принявшая в 230 г. мученическую смерть за христианскую веру. Позднейшее время изукрасило историю ее смерти легендами и даже приписало ей изобретение… Полная информация