Ф - Ш
Форкель
Форкель, Иоганн Николай, заслуженный музык. историк, род. 22 февр. 1749 в Медере близ Кобурга, ум. 17 марта 1818 в Гёттингене; сын сапожника., принят был мальчиком-хористом в главную церковь в Люнебурге, кончил курс тамошней гимназии и 1766 сделался регентом хора в Шверине. Наряду с этим Ф. нашел возможность совершенствоваться в игре на органе и на арфе; в остальном много помогло ему сочинение Маттесона: "Vollkommener Kapellmeister". 1769 Ф. отправился в Гёттинген, с целью изучать право; там он сделался сперва университетским органистом, а 1778 университ. капельмейстером (1780 доктор honoris causa). Заслуги Ф-я по музыкальной историографии и библиографии весьма значительны; он первый в Германии начал изучать эти области в широких размерах, но в Англии у него по историографии были предшественники (Гаукинс и Бёрней). Сочинения его: "Über die Theorie, der Musik…. для любителей" (1774); "Über die Theorie der Musik" (1777); "Musikal.-kritische Bibliothek" (1778—79, 3 т.); "Ober die beste Einrichtung öffentlicher Konzerte" (1779); "Genauere Bestimmung einiger musikalischer Begriffe" (1780); "Musikal. Almanach für Deutschland" (на года 1782, 83, 84 и 89); "Allgemeine Geschichte der Musik" (1788—1801, 2 т.; довед. лишь до 1550 приблизительно. Материалы для последующего времени, собранные Ф-м, перешли во владение издателя [Швикерта]); "Allgemeine Litteratur der Musik oder Anleitung zur Kenntnis musikalischer Bücher" (1792; сочинение, составившее эпоху — первое в этом роде); "Über J. S. Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke" (1803, англ. 1820). Единственная в своем роде для того времени работа Ф-я — переложение "Missae XIII" Графэуса от 1539 и "Liber XV missarum" Петрейуса от 1538 на современную партитуру — была уже награвирована и находилась в корректурном оттиске в руках Ф-я, но французы, вступившие после битвы при Иене в Лейпциг, растопили награвированные доски, чтобы отливать из них пули. Корректурный же оттиск, старательно исправленный Ф-м хранится в корол. библиотеке в Берлине. Композиции Ф-я в наст. время забыты (напечатаны фп-ные сонаты, вариации, песни Глейма; в рукописи остались: оратория "Hiskias", кантаты "Die Macht des Gesangs" и "Die Hirten zu Bethlehem", трио, симфонии, хоры и пр.).
Другие люди и понятия:
Формес, два брата, известные оперные певцы: 1) Карл Иоганн (бас), род. 1816 в Мюльгейме н. Р., ум. 1889 в Сан-Франциско; дебютировал 1841 в роли Зарастро в Кёльне и 1843 получил ангажемент в Мангейме, где…
Формы музыкальные. Никакое искусство немыслимо вне понятия о форме, как средстве сплотить части художественного произведения в одно целое; но такое сплочение возможно лишь в том случае, если…
Форстер, 1) Георг, врач в Нюрнберге, ум. 1568. Издатель 5 сборников светских многоголосных песен (1539—56), содержащих целый клад драгоценных мелодий (народные песни). С ним нередко смешивают…