Ф - Ш
Характеристика тональностей
Характеристика тональностей. Что каждой тональности свойствен свой собственный характер — это факт, которого отрицать нельзя; но характер этот не зависит, как думают некоторые, от неравномерной темперации тонов (причем исходят из того, что C-dur имеет наиболее чистый строй), а представляет собою явление чисто-эстетического порядка, причина которого коренится главным образом в способе построения нашей музык. системы. Система эта зиждется прежде всего на основной гамме из семи основных тонов A—G, и обе тональности C-dur и A-moll, которые пользуются по преимуществу этими гонами, производят впечатление наименее сложных, наиболее простых, потому что они проще всего передаются нашей системой. Отклонения в сторону ♯-ов или — что в данном случае однозначуще — в сторону обертонов (♯-ные строи) производят впечатление подъема, чего-то более светлого и блестящего; отклонения в сторону ♭-ей или — что здесь также равнозначуще — в сторону унтертонов (♭-ные строи) производят противоположное впечатление: погружения, омрачения, отускнения. Первое впечатление — мажорного характера, второе — минорного. (этому присоединяется различие в эстетическом действии мажорного и минорного строев самих по себе, различие, коренящееся в разнице построения и консонирования мажора и минора (см. Созвук). Мажор звучит светло, минор — темно. Оттого-то мажорные строи с диезами имеют усиленно блестящий характер, а минорные строи с бемолями — усиленно мрачный. Своеобразным смешением этих обоих эффектов — мрака и света — являются мажорные строи с бемолями и минорные строи с диезами. То или иное впечатление растет с числом знаков в ключе. Наименьшее значение для х-и тональностей имеет, по-видимому, абсолютная высота тонов.
Другие люди и понятия:
Хваталь (Chwatal), 1) Франц Ксаверий, 1808—1879; чех родом, 1835 переселился в Магдебург; написал множество фп-ных пьес, в особенности салонных, а также инструктивные произведения, между прочим 2…
Хейрономия (греч. "управление движением руки"), способ дирижирования хором, который употреблялся в древности и в начале средних веков и состоял не только в регулировании темпа и такта, как…
Хессин, Александр Борисович, род. 7 окт, 1869 в СПБ; 1894 окончил Спб. университет (юридич. факульт.). По музыке ученик матери, хорошей пианистки, затем Л. Книна и 1897—99 Спб. консерватории (класс…