Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Ф - Ш

К оглавлению

Хор

ХорХор (греч. χορός),

1) в греческой трагедии классического периода так назывались 12—15 певцов (в комедии 24 певца), исполнявших на отведенной для этого части сцены (ο̉ρχήστρα) вокруг алтаря (θυμέλη) в умеренном движении танцы, которыми руководил вождь хора (χορηγός) посредством стука сандалиями о землю; ритмическое пение, сопровождавшее танец и называемое также х-м, было абсолютно одноголосно и без всякого иного сопровождения, кроме играющей в унисон с х-м китары. Главными видами х-в были выходной х. (πάροδος), х-ы, исполняемые стоя (στάσιμα) и х. при уходе (заключительный, ά̉φοδος). Х. не принимал участия в самом действии, а присутствовал при нем в виде общественного мнения, влияя только на решения действующих лиц своими рассуждениями.

2) Собрание певцов, имеющее целью совместное художественное пение. Древнейшие х-ы христианской церкви пели, подобно античным, всегда в унисон или в октаву. Начиная от 10-го до 12-го века выработалось вероятно разделение мужских голосов, а также и детских на низкие и высокие для исполнения различных партий органума и дисканта. Женские голоса (за исключением конечно хоров монашенок, которые должно быть просто пели песнопения, написанные для однородных голосов, на октаву выше) приняты были в церковный х., по-видимому, лишь в 17-м веке, но в светском хоровом пении принимали участие наверное уже в 15—16-м веке. Относительно отдельных видов голосов срв. Сопрано, Альт, Тенор, Бас. Смотря по составу голосов различают мужской, женский (детский) и смешанный х-ы; первые три вида х-в называются еще однородными (см.). Двойной х. (см.) состоит большей частью из двух 4-голосных х-в.

3) Место в церкви (хоры), где размещается хор певцов, большей частью перед органом, против алтаря. В православных церквах место это называется клирос и находится у бокового входа в алтарь. Х-ми называется еще балкон для публики (а также для бального оркестра) в больших залах.

4) У фп. так называются струны, принадлежащие к одной клавише. Говорят напр.: у пианино комплектструн двухорный или треххорный. В наст. время за правило для всех фп. принят треххорный комплект; только самые низкие тоны снабжаются одной струной, а несколько следующих за ними получают по две. При настраивании по две струны в унисон на устаревшей теперь лютне и теорбе или на цитре и мандолине также получается двухорный комплект струн.

5) В органе х-м называются у смешанных голосов (микстура, корнет, sesquialtera и пр.) трубы различной высоты тона, принадлежащие к одной клавише и имеющие общий воздушный провод от воздушной камеры.

6) Старинное название для соединения нескольких инструментов (в особенности духовых) одинаковой звуковой окраски, но различной величины и регистра; напр. хор тромбонов, медный хор. Особенно часто применяется это название к военным х-м, участники которых (нижние чины, обученные игре на разных инструментах) назыв. у нас хорными музыкантами.

Другие люди и понятия:

Хорал

ХоралХорал (нем Choral), 1) Хоральное пение (cantus choralis, cantus planus) католической церкви представляет собою ничто иное, как идущее от первых веков христианства так назыв. григорианское пение. Григорий… Полная информация

Хорал обработанный

Хорал обработанныйХорал обработанный — хорал, контрапунктически разработанный либо в простом сложении нота против ноты (на 4 и более голосов), либо со свободными фигурациями во многих или всех голосах (при чем… Полная информация

Хоральная книга

Хоральная книгаХоральная книга (нем. Choralbuch), сборник хоралов, большей частью в простой, 4-глсной обработке, состоящий из текстов с мелодиями или же из одних только мелодий с цифрованным басом, для пользования… Полная информация