Ф - Ш
Царлино
Царлино (Zarlino), Джозеффо, весьма выдающийся теоретик, род. 22 марта 1517 в Кьоджии (Венеция), ум. 14 февр. 1590 в Венеции. 1537 вступил в орден францисканцев, в Венеции был учеником Адриана Вилларта; 1565 сделался преемником своего товарища по учению Чиприано де Роре в кач. капельмейстера собора св. Марка, позднее, наряду с этим, капелланом церкви San Severo. Из композиций Ц. дошло до нас не многое; к сожалению рукописи его без сомнения многочисленных церковных композиций, написанных для собора св. Марка, уже давно похищены святотатственной рукой вместе со многими другими из архивов собора. Кроме коротеньких школьных примеров в его теоретических сочинениях сохранились только: сборник "Modulationes sex vocum" (1566), месса (рукопись в биб-ке Liceo filarmonico в Болонье) и 3 "Lectiones pro mortuis", которые были напечатаны 1563 в сборнике 4-глсных мотетов Чипр. де Роре и др. у Иер. Скотто в Венеции; 2 5-глсных мотета издал Л. Торки в 1-м томе "Arte musicale in Italia" (1899). Теоретические сочинения Ц.: "Istituzione harmoniche" (1558 [1562, 1573]); "Dimostrazioni harmoniche" (1571 [1573]) и "Sopplimenti musicali" (1588). Полное собрание его сочинений ("Tutte l’opere del R. M. Gioseffo Z. da Chioggia" 1589, 4 т.) содержит кроме того ряд статей, не относящихся к музыке, которые раньше вероятно также были изданы отдельно. Большое сочинение в 25 книгах, названное Ц. "El melopeo perfetto" или "De re musica" или "De utraque musica", осталось в рукописи и по-видимому, затерялось (см. Чероне).
Переводы сочинения Царлино "Istituzioni", на франц. язык Жана Лефора (биб-ка в Париже), на голландский ученика Ц. Яна Питера Свелинка и на немецкий И. Каспара Троста остались в рукописи, так что и по сие время Ц. можно изучать только по оригиналу (новое изд. с переводом на немец. яз. и комментариями затевает Г. Экспер). Ц. был последователем Л. Фольяни в толковании определений интервалов Птолемея (см.) и ему удалось надолго дать господство этому толкованию, не смотря на то что естественное обоснование этих определений (посредством феномена обертонов) было открыто лишь 11⁄2 века спустя. Мажорный аккорд находит у Ц. свое естественное обоснование в соотношениях длины струн: 1. 1⁄2. 1⁄3. 1⁄4. 1⁄5. 1⁄6, а минорный аккорд, напротив, в: 1:2:3:4:5:6. Поэтому мажорный аккорд носит название "Divisione armonica", а минорный — "Divisione aritmetica". Оба ряда дают для терции определение 4:5. Ц. признает уже, подобно М. Гауптману, только один вид терции (большую) и говорит, что терции мажорного и минорного аккорда "различны не по величине, а по положению". Кроме того он выражает ясно, что на различии этих двух образований (мажорного и минорного аккордов) основывается вся система гармонии. Данный здесь зародыш рационального учения о гармонии в дуалистическом смысле (срв. "Istituzioni" I, глава 30, и II, гл. 31) не получил однако дальнейшего развития в ближайшее за Ц. время. Это приходится объяснить последовавшим вскоре изобретением генерал-баса, который определяет все интервалы исходя от басового тона и таким образом ввел различение мажорного аккорда от минорного по величине терции. Тем не менее наиболее выдающиеся философы-теоретики последующего времени (Салинас, Мерсенн, Рамо, Тартини) явились представителями дуалистического обоснования учения о гармонии.
И только недостатком исторического образования среди музыкантов можно объяснить тот факт, что изложение обоснований гармонического дуализма Гауптманом могло им показаться чем-то новым. "Istituzioni" кроме того содержат еще самое полное и долго бывшее обязательным изложение учения о контрапункте, а также замечательно ясное и систематическое объяснение двойного контрапункта (contrappunto doppio) в октаву, дуодециму и в противоположном движении (a moti contrarii), канона и двойного канона в унисон, в октаву, в верхнюю и нижнюю квинты. Все это иллюстрировано многочисленными примерами, в основание коих положен все время один и тот же cantus firmus ("Vera Creator"). Обстоятельное изложение учения Ц. См. Riemann "Geschichte der Musiktheorie" стр. 369. Срв. Ravagnan "Elogio di G. Z." (1819) и A. Caffi "G. Z." [1836].
Другие люди и понятия:
Цахау (Zachau), 1) Петр, музыкант ратуши в Любеке, издал: "7 Branlen, dazu Gigen, Gavotten etc. und mit 3 Couranten" (1683) и "Erster Teil 4-stimmiger Viol di gamb Lustspiele solo, bestehend in Präludien, Allemanden, Couranten etc." (1693). 2) Фридрих…
Цветовые представления в виде непосредственной реакции на звуковые ощущения или же в виде ассоциации со звуковыми впечатлениями представляют собой проблему, давно уже интересующую…
Цезарис (Cesaris), Иоанн, нидерландский или французский контрапунктист, по словам Мартена Ле-Франа (1440) в книге "Champion des dames" приводивший в восторг весь Париж; Дж. Стайнер в своем "Dufay and his…