А - Б
Арто
Арто (Artôt), имя или прозвище замечательной семьи музыкантов, фамилия которых собственно Монтаньей (Montagney): родоначальник этой музыкальной ветви был
1) Морис Монтаньей, прозванный А., род. 3 февр. 1772 в Грэ (Haute-Saône), ум. 8 янв. 1829; был капельмейстером одного французского полка во времена революции, потом сделался первым валторнистом театра "La monnaie" в Брюсселе, где он занимал также должность регента в монастыре Бегинок. А. был вместе с тем виртуозом-гитаристом и скрипачом, а также учителем пения.
2) Жан Дезире Монтаньей (А.), сын предыдущего, род. 23 сент. 1803 в Париже, ум. 25 марта 1887 в St.-Josse ten Noode, ученик своего отца и преемник его в Брюссельском театре. В 1843 он сделался профессором валторны при Брюссельской консерватории; с 1873 жил на пенсии, написал значительное число сочинений для валторны (фантазии, этюды, квартеты для 4 хроматических валторн или Cornets à pistons).
3) Александр Жозеф Монтаньей (А.), брат предыдущего, род. 25 янв. 1815 в Брюсселе, ум. 20 июля 1845 в Виль Д’Аврэ близ Парижа; ученик отца и Снеля в Брюсселе, он усовершенствовался в 1824—31 под руков. Рудольфа и Августа Крейцеров в парижской консерватории и сделался отличным скрипачом; не занимая постоянной должности, он совершал многочисленные концертные путешествия по Европе и Америке (1843). А. написал различные сочинения для скрипки (Концерт A-moll, фантазии, вариации и пр.);струнные квартеты, фп-ный квинтет и многое другое осталось в рукописях.
4) Маргарита Жозефина Дезире Монтаньей (А.), дочь Дезире А., род. 21 июля 1835 в Париже, во время поездки туда ее родителей, ученица г-жи Виардо-Гарсиа в 1855—57, впервые выступила в концертах в Брюсселе в 1857 и по рекомендации Мейербера была принята на сцену Большой парижской оперы. Успех ее был необыкновенный. Однако она в скором времени выступила из этого театра, гастролировала в множестве французских, бельгийских и голландских театров и затем уехала в Италию, чтобы усовершенствоваться в итальянском пении. Триумф ее достиг своего апогея, когда она в 1859 появилась вновь в Берлине с итальянской оперной труппой Лорини; несколько лет она пела преимущественно в Германии, особенно в Берлине, в 1868—69 в России, между прочим также и в Лондоне, Копенгагене и пр. В 1869 она вышла замуж за баритона испанца Падилла-и-Рамос (род. 1842 в Мурсии, ученик Мабеллини во Флоренции), который с тех пор разделял с ней ее успехи. Голос А., сильное меццо-сопрано со страстной выразительностью, приобрел благодаря последовательным упражнениям значительную высоту, так что она могла исполнять самые большие партии драматических сопрано. В 1884 г-жа А. поселилась с мужем в Берлине, а в 1889 переехала в Париж.
Другие люди и понятия:
Артс (Aerts), 1) Эгид, виртуоз-флейтист, род. 1 марта 1822 в Бооме около Антверпена, поступил 12 лет в Брюссельскую консерваторию и уже в 1837 обратил на себя в Париже внимание, как виртуоз на флейте; в…
Артузи, Джованни Мариа, каноник при ц. Сан-Сальваторе в Болонье в 1600, ум. 18 авг. 1613, напечатал: "Arte del contrapunto" (1586—89, 2 части; 2-е изд. 1598); "L’Artusi, ovvero delle imperfecioni della moderna musica" (1600—1603, 2 части), а…
Арфа (ит. Arpa, фр. Harpe, англ. Harp, нем. Harfe), один из древнейших струнных инструментов, существовавший уже тысячелетия тому назад в Египте (см.); форма египетской арфы сходна была с современной. А. самый…