А - Б
Амброс
Амброс, Август Вильгельм, музыкальный историк, род. 17 нояб. 1816 в Мауте, близь Праги, ум. 28 июня 1876 в Вене, племянник Р. Кизеветтера, известного своими работами по истории музыки; изучал правоведение и на ряду с этим усердно заниматься музыкой. Хотя он и поступил на государственную службу в 1850 при Пражском "Landgericht", но одновременно выступил также в качестве музыкального критика и композитора. Его известность как музыкального писателя началась с выходом в свет его сочинения "Границы музыки и поэзии" (1856, 2-е изд. 1872; переведено на русск. язык), написанного в возражение на книгу Ганслика "О музыкально-прекрасном" (см. русск. перевод Г. Лароша); оно послужило к сближению его с Листом. В 1860 он получил от издателя Лейкарта (К. Зондера) в Бреславле заказ написать "Историю музыки"; заказ этот он выполнил почти во всех отношениях самым блестящим образом. К сожалению он умер не докончив 4-го тома, который касается эпохи Палестрины и зачатков современной музыки (Т. 1—4, 1862—78; 1-й том во 2-м изд. [под ред. Б. Соколовского] 1887, 2-й том, переработанный Генрихом Рейманом, 1892). Особенно ценны 2-й и 3-й тома; первый из них заключает в себе музыку средних веков, а второй эпоху нидерландцев. Пятый том (собрание образцов музыки к 3-му тому) издал О. Каде, воспользовавшись материалом, оставленным Амбросом (1882); указатель имен и статей составил В. Беймкер (1882), а В. Лангханс (см.) написал продолжение сочинения Амброса, в несколько более поверхностном виде. Чтобы иметь возможность совершать поездки с целью научных исследований, необходимых для разработки его сочинения, Амброс получал не только отпуск в месте своего служения, но и денежную субсидию от венской академии. В 1869 он был назначен экстраординарным профессором музыки пражского университета, а вместе с тем занимал должность члена дирекции и профессора истории музыки в пражской консерватории.
В 1872 А. был призван в Вену, где кроме должности при министерстве юстиции, был также учителем кронпринца Рудольфа и профессором консерватории. А. не был лишен и композиторского дарования; он написал большие церковные произведения (мессу, Stabat Mater и пр.), фортеп. пьесы в стиле Шумана, а также чешскую национальную оперу "Bretislaw a Jitka", увертюры, романсы и др.. Все же основа его значения лежит в его писательской деятельности; здесь работы его превосходны, хотя и не свободны от погрешностей. Можно еще упомянуть его "Kulturhistorischen Bilder aus dem Musikleben der Gegenwart" (1860, 2-е изд. 1865), "Bunte Blätter; Skizzen und Studien" (2 т. 1872 и 1874, 2-е изд. под ред. Э. Фогеля 1896) и "Zur Lehre vom Quintenverbot" (1859).
Другие люди и понятия:
Амбушюр (фр. embouchure; нем. Ansatz) — так называется (в духовых инструментах, мундштуки которых не берутся в рот, а лишь прикладываются к губам) положение губ при вдувании воздуха. А. при игре на флейте…
Амвросианское пение — церковное пение в том виде, в каком св. Амвросий, епископ Миланский ввел его в церквах своего епископства. Амвросий перенес пение аллилуйи и антифонов из Греции в Италию;…
Амвросий, епископ Миланский с 374; род. 333 в Трире, ум. 4 апр. 397 в Милане; оказал огромный услуги развитию христианского пения тем, что ввел в Италии различного рода богослужебные песнопения (в…