А - Б
Аппликатура
Аппликатура (фр. Doigter, нем. Pingersatz, англ. Fingering), выбор пальцев при инструментальном исполнении. Первым условием правильной игры на инструментах, в которых извлечение звука требует нажима пальцем, можно считать применение целесообразной а. Относительно а. в струнных инструментах. См. Позиция. Проще всего а. при игре на медных духовых инструментах, у которых так мало клапанов (пистонов, вентилей и пр.), что для пользования ими достаточно пальцев одной руки, если даже не менять ее положения. Несколько труднее а. деревянных духовых инструментов, у которых количество звуковых отверстий и клапанов превышает число пальцев на обеих руках, так что один и тот же палец исполняет разные назначения, а в некоторых случаях один клапан приводится в действие то тем, то другим пальцем. Но сложнее всего а. у клавишных инструментов (фп., орган, гармониум и пр.); тут у a. есть даже своя собственная история и обширная литература, да в сущности говоря всякая фп. школа есть наполовину школа а. В старинной игре (до Баха) почти совершенно исключался большой палец и мизинец; в следующий период времени, вплоть до первых десятилетий 19-го века включительно, пользование крайними пальцами ограничивалось только белыми клавишами; пианисты позднейшего периода, после Листа, Таузига, Бюлова, перестали признавать неровности клавиатуры (разницу между черными и белыми клавишами) и сняли всякие ограничения в пользовании большим пальцем и мизинцем. Однако подобная вольность доступна только виртуозам; менее бегло играющему пианисту выгоднее будет относиться с большим почтением к черным клавишам и при игре гамм не ставить на них большого пальца и мизинца. Обозначение фп-ой а. в Англии отличается от остальных стран, так как англичане обозначают указательный палец первым, а большой палец знаком +. Английское обозначение (постепенно уступающее немецкому) ведет происхождение свое от старинного немецкого, каковое мы можем встретить напр. в "Orgel und Instrumental-Tabulatur" (1571) Амербаха; разница только в том, что там большой палец обозначался вместо + нулем (0):
Исследованием принципов разумной а. занимаются все большие фп. школы; но кроме того существует значительное число книг, занятых посильным разрешением этой задачи: Л. Адам "Méthode ou principe général de doigté" (с Лахнитом, 1798), Отто Клаувелль "Der Fingersatz im Klavierspiel" (1885), Г. А. Михельсен "Der Fingersatz beim Klavierspiel" (1896), Г. Нюрнберг "Grundregeln des Klavierfingersatzes" и пр.
Другие люди и понятия:
Аппун, Георг, Авг. Игн., род. 1 сент. 1816 в Ганау, ум. там же 14 янв. 1885, учился у А. Андре и Шнидера фон Вартензе (теория), Суппуса и Ал. Шмита (фп.) Ринка (орган) и Мангольда (виолончель), многосторонне…
Априле, Джузеппе, знаменитый певец (альтист) и учитель пения, род. 19 окт. 1738 в Бисчелье, ум. в Мартине 1814; был многие годы украшением различных оперных сцен (Штутгарт, Милан, Флоренция, Неаполь), а…
Арабы и Персы. Сведения о музыке А. и П. изложены в монографии Р. Г. Кизеветтера (1842). Он говорит, что до принятия магометанства у арабов музыкальная культура находилась еще в зачатке; период…