Б - Б
Библиотеки музыкальные
Библиотеки музыкальные. Существенным препятствием при музыкально-научных изысканиях являлся, до последнего времени недостаток справочных книг, по которым можно было бы узнать местонахождение редких музыкальных произведений. Благодаря Роб. Эйтнеру теперь сделаны первые шаги к устранению этого недостатка: он прежде всего дал в "Monatshefte für Musikgeschichte" (1872 и сл.) некоторые, хотя еще очень скудные сведения о немецких музык. библиотеках, а затем указал местонахождение многих произведений в своей "Bibliographie der Musiksammelwerke des 16. und 17. Jahrhunderts" (1877) и других специальных трудах, помещенных в "Monatshefte"; но самым ценным вкладом в библиографич. литературу является новый обширный труд Эйтнера: "Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten" (1900, пока вышли 4 тома). В очень немногих библиотеках имеются каталоги, по которым музыкальный исследователь мог бы без особых затруднений узнать, какими муз. произведениями или сочинениями по части музыки обладает библиотека.
Лишь в самое последнее время было напечатано порядочное число каталогов музыкальных отделов библиотек, а именно: Аугсбург, Stadtbibliothek (H. M. Schletterer, Beilage der Monatshefte f. M.-G. 1878); Берлин, Kgl, Hausbibliothek (Thouret 1895), там же Graues Kloster (Bellermann, Schulprogramm 1856), там же Joachimsthalsches Gymnasium (Monatshefte 1884 Beil.), там же Thulemeiers Musikaliensammlung (dgl. 1898—9), каталога весьма богатого музык. отдела Королевс. библиотеки еще нет! Бранденбург, Katharinenkirche (Täglichsbeck, Schulprogramm 1857); Бреславль, Stadtbibliothek, Universitätsbibl. etc. (B. Bohn 1883 [печатный] и 1890 [рукописный]); Бриг, Gymnasialbibliothek (теперь в Бреславле, Monatsh. 1897 Beil.); Кассель, Landesbibliothek (Israel 1881); Данциг, Stadtbibl. (Dehn, рукописный, находится в берлинс. библ.); Дармштадт (Walther, 1874 и Monathsh. 1888 Beil.); Дрезден, Kgl. Bibliothek (Bitner und Kade, Monatsh. 1890 Beil.); каталог очень богатого королевс. собрания музык. произведений, находящегося теперь также в публичной библиотеке, еще не составлен! — Франкфурт на М. Gymnasialbibl. и Peterskirche (Israel 1872); Фрейберг, Gymnasialbibl. (Kade, Monatsh., 1888 Beil.); Геттинген, Universitätsbibl. (Quantz, Monatsh. 1883 Beil.); Гримма, Landesschule (Peters en, Schulprogramm 1861); Гамбург, городская библиотека коего богата нотами, еще не имеет каталога; Гейльбронн, Gymnasialbibl. (Mayser, Altes Musikschatz 1893); Иена, Univers.-B. (Allg. M.-Ztg. 1828); Кенигсберг, Kgl. und Univers.-B. (Müller 1870); Лейпциг, Musik-Bibl. Peters (E. Vogel 1894), Ratsbibliothek (C. F. Becker 1843; каталог содержит только книжное собрание Беккера, которое впрочем, еще увеличилось, прежде чем было передано в городскую библ.; но библиотека ратуши хранит в себе еще много других богатств!); Лигниц, Ritterakademie (Pfudel, Schulprogramm 1876—78 и Monatsh. 1886 Beil.); Любек, Stadtbibl. (Stiehl 1893); Мюнхен, Hof- und Staatsbibl. (Maier 1879, только рукописи; каталога чрезвычайно многочисленных печатных произведений нет); Мюнстер, Domkirche (содержит в себе библиотеку Сантини [Catalogo 1820, Стасов 1854]; Пирна, Stadtkirche [теперь в Дрездене] (Kade, в "Serapeum" 1857); [Регенсбург, нет каталогов ни в Bischöfl. und Proskirche etc. Bibliothek, ни в Haberls Bibl. etc.]; Шверин, Regierungsbibl. (Kade 1893); Вольфенбюттель, Herzogl. Bibl. (Vollhardt 1895). — Из каталогов музык. отделов библиотек других государств можно перечислить только: Вена, Hofbibliothek (Mantuani, Codicum musicorum pars I. 1897); Базель, Universitätsbibl. (Richter, Monatsh. 1892 Beil.); Болонья, Liceo musicale (каталог Гаспари [1-й том, 1890], Паризини [2-й т. 1892] и Торки [3-й т. 1893]; еще не закончен); Креспано близ Венеции (Библ. П. Каналя, катал. 1885); Милан, Консерватория (Guarinoni, Годовой отчет 1889 и слд.); Модена, Bibl. Estensi (перечень нот, напечатанных Финци, Rev. delle bibl. III); Рим, архив папской капеллы (Haberl, 1888); Венеция, San Marco (Wiel, I Codici musicali Cantariniani del sec. XVIII, 1888); Париж, библ. консерватории (Weckerlin 1885), библ. Opéra (Lajarte 1878, 2 т.), St. Geneviève (Poirée et Lamoureux 1891); Амстердам, музыкальное собрание (катал. 1884); Брюссель, Корол. библиотека (содержит библ. Фетиса, катал. 1877), консерватория (van Lamperen 1870, Wotquenne 1 том 1898); Гаага, библ. Scheurleer (катал. 1893); Льеж, университ. библ. (катал. нот, 1861); Кембридж, Fitz-William-Museum (музык. каталог Fuller-Maitland и Mann 1893); Лондон, British Museum (только устаревший каталог музык. манускриптов 1842), Royal College of Music (каталог библ. Sacred Harmonic Society 1872, добавл. 1882). Сведения о некоторых других библиотеках можно найти в вышеупомянутых трудах Эйтнера и в 1-м годовом отчете первой, по времени основания, музык. библиотеки Петерса (за 1894, E. Vogel, "Musikbibliotheken, nach ihrem wesentlichen Bestande aufgeführt").
В России сравнительно старинные м. б. (главным образом, оперные) существуют при Импер. театрах; до последнего времени они находились в довольно заброшенном состоянии. Каталог м. б. Спб. Имп. театр., составлен. Е. Альбрехтом, не вышел в свет. (Список партитур этой б. См. "Рус. Муз. Газ." 1898, №№ 1—3) Самым обширным в России собранием музык. произведений, как напечатанных, так и рукописн., обладает музык. отдел Импер. Публичной Библиотеки в СПБ. Основанный еще в царствование Екатерины II, он не перестает обогащаться в широких размерах ценными приобретениями и вкладами. В отделе рукописей хранятся: 1) Рукописи русского церковного пения с XI-го века (знаменитый кондакарь Нижегородского монастыря 12-го века) и византийского (греческого) — X-го века. 2) Рукописи католического церк. пения с IX-го по XVI век (большинство их, XIV—XVI века, поступило из разных польских монастырей). 3) Рукописи иностранной светской музыки (м. пр. автографы партитуры "Оберона" Вебера, рукописей Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. великих композиторов).
Наиболее полное описание этих рукописей см. статью В. Стасова: "Автогр. музыкантов в Имп. Публ. Библ.", Отеч. Зап. 1856 и "Собр. соч. Ст-ва, т. III. 4) Рукописи русской светской музыки и писем русских муз. деятелей (автографы "Жизни за царя", "Руслана", "Каменного гостя" и множество рукописей Балакирева, Бородина, Бортнянского, Мусоргского, Серова и др.). Печатного каталога муз. отдела Публ. библ. пока не было издано, кроме "Каталога нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки" (Н. Финдейзен, СПБ. 1898). Довольно обширный музык. отдел имеется также в Москве, в библиот. Румянцевского музея. Кроме того, музык. библиотеки существ. при некоторых отделениях И. Р. М. О.; самой значительной из них является петербургская, фундамент которой положен был гр. Матв. Ю. Виельгорским (см.), завещавшим Спб. консерв. свою музык. б., а затем М. П. Азанчевским, пожертвовавшим свою ценную б. тому же учреждению в 1870 (в состав последней входит также известное собрание Андерса [см.], купленное у него Азанчевским). Такое же пожертвование в пользу московской консерватории сделано было кн. В. Ф. Одоевским в 1869; в последнюю поступили также рукописи А. Н. Верстовского (30 томов, см. "Список соч. В., сохранившихся в рукописях" Рус. Муз. Газ. 1899 № 7). Одной из обширнейших муз. б-к является б-ка придв. орк. в СПБ. Из частных лиц владеют значительными муз. б-ми (стар. издания по музыке) Н. Лисовский, (см.) Н. Финдейзен в СПБ., А. Бахрушин в Москве и др.
Библиотеки церковно-певческих рукописей. Рядом со множеством общественных и частных собраний, заключающих в себе наряду с рукописями другого содержания и церковно-певческие, только одна представляет собою специальную библиотеку рукописей церковного пения; она возникла сравнительно недавно и находится в Москве при Синодальном училище церковного пения. В начале 1901 в ней числилось около 1200 названий нотных церковных книг (крюковых и линейных) XV—XIX в., представляющих богатейший материал для истории церковного пения в России. Краткое предварительное сообщение об этой б. напечатано С. Смоленским в Рус. Муз. Газете за 1899 и отд. Из общих б. владеют богатыми собраниями церковно-певческих рукописей — Имн. Публич. б. в СПБ.; Московский Румянцевский музей; б-и Троицкой Лавры; Спб., Московской и Казанской Духовных Академий; из частных — б. А. А. Титова, гр. Уварова и др. (П.)
Другие люди и понятия:
Библь, Рудольф, род. 6 янв. 1832 в Вене, первоначальное обучение игре на фп. и органе получил у своего отца (Андреас Б., ум. в 1878, хороший органист), а затем композицию изучал под руков. Ст. Зехтера. В 1850…
Биения (нем. Schwebungen, Schläge, Stösse, фран. battements) — так называются периодически повторяющиеся заметные усиления интенсивности звука, которые происходят при совместном звучании двух тонов, по…
Бизе (Bizet), Жорж, собственно Александр-Цезарь-Леопольд Б., знаменитый французский композитор, род. 25 окт. 1838 в Париже, ум. 8 июня 1875 в Буживале близ Парижа, сын учителя пения; девяти лет поступил в…