Б - В
Винтер
Винтер, Петр, фон, известный оперный композитор, род. в 1754 в Мангейме, ум. 17 окт. 1825 в Мюнхене; в 1766 скрипач в капелле курфюрста Карла-Теодора и ученик аббата Фоглера; в 1776 уже Musikdirektor придв. театра. В 1788 В. был назначен придв. капельм. и занимал эту должность до своей смерти. Часто пользуясь отпусками, В. на продолжительное время отлучался из Мюнхена: так 1783 в Вену для исполнения своих кантат "Heinrich IV, "Hektors Tod" и "Inez de Castro"; 1791 в Италию, для постановки своих опер "Antigono" в Неаполе и "Catone in Utica", "I fratelli rivali" и "Il sacrificio di Creta" в Венеции; 1794—97 несколько раз в Вену, где он ставил свои оперы "Das Labyrinth", "Die Pyramiden von Babylon" и самое знаменитое из своих произведений "Das unterbrochene Opferfest" (1796; "Прерванное жертвоприношение", СПБ. 1817), а также итальянские оперы "Arianna" и "Elisa" и в Прагу для постановки "Ogus" ("Il trionfo del bel sesso"), 1802 в Париж ("Tamerlan") и 1803—5 в Лондон ("Calypso", "Castore e Polluce", "Proserpina", "Zaira" и три балета), 1806 опять в Париж, где его "Кастор и Поллукс" потерпел фиаско, 1807 снова в Вену ("Die beiden Blinden"), 1816 в Гамбург ("Die Pantoffeln"), 1816—18 в Италию, где он написал "Maometto", "Il due Valdomiri" и "Etelinda" для Милана. Большинство лучших произведений В. конечно исполнялись и в Мюнхене. Специально для Мюнхена были написаны первые произведения: "Armida", "Cora ed Alonzo", "Leonardo e Blandine", "Helena und Paris" (1780, первая его немец. опера), "Bellerophon" (1782), "Der Bettelstudent", "Das Hirtenmädchen", "Scherz, List und Rache", "Circe" (1788 вновь и с), "Jery u. Bätely" (1790), "Psyche" (1793), "Der Sturm", "Marie von Montalban" (1798, одно из выдающихся его произвед.), "Colmal" (1809), "Belisa, Gräfin von Huldburg" (1812) и "Schneider und Sänger" (1820); наконец. для Байрейта "Die Thomasnacht" (1795). Напечатаны были клавираусцуги: "I fratelli rivali", "Der Sturm", "Das Labyrinth", "Das unterbrochene Opferfest", "Ogus", "Maria von Montalban" и "Calypso"; оркестр. партитуры — части "Unterbrochene Opferfest" и весь "Tamerlan". Кроме сценических произведений (список их здесь может быть и неполон) В. написал еще массу церковных композиций (26 месс, 2 реквиема, много отдельных частей месс, псалмы, мотеты, оффертории, градуалы, 3 Te Deum, 3 Stabat Mater, гимны, Magnificat’ы, 17 духовн. кантат для придв. капеллы ["Die Auferstehung", "Die Propheten" и др.], оратории "Der sterbende Jesus", "La Betulia liberata"); затем ряд кантат с оркестром ("Thimotheus, oder die Macht der Musik", "Die Tageszeiten"), другие с фп. ("Elysium", "Ode an die Freundschaft" и пр.), романсы, солдатские песни и наконец инструментальные произведения (напечатаны: 9 симфоний, одна симфония с хором ["Die Schlacht", к празднованию победы 1814], много оперных увертюр и отдельная увертюра [op. 24], песколько Duos concertants для струн. и духовых инструментов с оркестром, октет для струн. и духовых инструментов, секстет для струн. квартета и 2 валторн, 2 септета, 2 струн. квинтета, 6 струн. квартетов, концерты для кларнета, фагота и пр.). "Vollständige Singschule" (3 части) В. до сих пор не потеряла еще своей популярности.
Другие люди и понятия:
Винтербергер, Александр, органист и пианист, род. 14 авг. 1834 в Веймаре, ученик лейпцигской консерв. и Листа, в 1861 отправился в Вену, в 1869 сделался преподавателем Спб. консерв., но через несколько лет…
Винтерфельд (Winterfeld), Карл Георг Август Вивигенс, фон, выдающийся музык. писатель, род. 28 янв. 1784 в Берлине, ум. 19 февр. 1852 там же; окончив юридич. факультет (Галле) поступил на службу в суд (Бреславль…
Винтер-Хьельм (Winter-Hjelm), Отто, род. 8 окт. 1837 в Христиании, ученик лейпцигской консерв. и Куллака и Вюрста в Берлине, с 1874 органист церкви св. Троицы в Христиании, где он перед тем пробыл 10 лет…