Б - В
Буквенное тонописание
Буквенное тонописание — применение букв для обозначения тонов; по-видимому, это древнейший способ "нотного письма"; по крайней мере мы встречаемся с ним уже у греков (срв. Греческая музыка). Греческое букв. письмо было в ходу (по крайней мере в трактатах музык. теоретиков) также и на Западе вплоть до 10-го века по Р. Х.; между тем на практике начали пользоваться (приблизительно с 8-го века, а может и еще раньше) письмом, известным под названием невм (см.). В 10-м веке мы впервые встречаем для обозначения тонов латинские буквы: первыми семью буквами азбуки (A B C D E F G) стали обозначать семь тонов диатоничеекой гаммы (срв. Церковные лады). Однако буквы эти не сразу получили то значение, которое имеют теперь; сначала они соответствовали нашим современным тонам c d e f g a h; выше G следовало снова A, ниже A — снова G, как и теперь. По свидетельству писателей начала средних веков это б. т. применялось сначала для струнных инструментов (псальтериум, ротта); вскоре однако оно привилось повсюду и к входившему тогда в употребление органу. Но западные монахи изменили при этом значение букв, согласовавши их с древнегреческой системой (минорной гаммой на протяжении двух октав). Вследствие этого а получило то значение, которое оно имеет и по сие время; т.е. тогда как в старом б. письме полутоны лежали на месте C D и G A, в реформированном письме (которое по предполагаемому преобразователю [Оддо из Клуньи, ум. в 942] можно было бы назвать "Оддоновским") место полутонов заняли B C и E F. Название B носил тот тон, который теперь называется H. Уже в 10-м веке начали писать буквы различно для каждой октавы. Греческая система обогатилась на один тон вниз, а именно на наше большое G; тон этот обозначался посредством греческой буквы Г ("гамма"). Затем следовала октава, обозначавшаяся прописными буквами: A B C D E F G; далее октава, обозначавшаяся строчными буквами: a b c d e f g; в случае надобности идти далее вверх, употребляли греческие буквы (у Оддо: α β γ δ) или удваивали строчные .
Вместо применения строчных букв во второй октаве, пользовались иногда следующими по алфавиту буквами H I K L M N O P; впрочем, б. т. A — (ложно называемое Боэциевым тонописанием, Notation Boétienne) встречается, как при старом значении букв (H = нашему c), так и при Оддоновском (H = a). Вообще старая система письма существовала наряду с системой Оддо по крайней мере до 12-го века включительно. Гвидо из Ареццо изобрел (или может быть только усовершенствовал) систему тонописания на линейках (1025); система эта, в развитом виде употребляемая нами и ныне, представляла однако сначала ничто иное, как сокращенное и более наглядное б. т. (что видно еще из ключевого обозначения). Блогодаря ей употребление букв в музык. письме (по крайней мере для пения) начинает мало по малу исчезать; впрочем, инструменталисты по-видимому долго еще продолжали ими пользоваться (Иоанн де Мурис [Normannus] говорит определенно, что для инструментов существовали особые нотные знаки. См. Gerbert, Script. III, 214). К сожалению до нашего времени не дошло никаких нотированных инструментальных композиций эпохи более ранней, чем середина 15-го века; а как раз к этому времени б. т. снова воскресло в виде известной органной табулатуры (см. Табулатура 2). Буквы в это время имели уже неизменяемое, постоянное значение, а именно по системе Оддо, в том виде как она перешла в линейную нотную систему Гвидо и легла в основание мензурального нотного письма (см.); напротив того в группировке букв для деления на октавы замечается разногласие. Наряду со старой группировкой: Г, A—G, a—g и т.д., встречаются также группы: f—е, f—е, , реже G—F, g—f и т.д.; кроме того уже в начале 16-го века появляются зачатки нашего современного деления на октавы, при котором каждая новая октава начинается всегда с с (также как в самом старом делении начиналась с А, имевшего значение нашего с).
Полного развития современное деление на октавы достигло лишь в начале 17-го века при Михаиле Преториусе (1619); тем не менее старое деление на октавы в виде A—G, a—g, , (к которым снизу прибавилась октава A—G) существовало до тех пор, пока пользовались табулатурой (т.е. до 18-го столетия); на ряду с ним существовало еще деление, возникшее в 16-м веке и помещавшее октавную межу между B и H (B rotundum и quadratum) [срв. Основная гамма и Альтерация] A B H C D E F G A B h c d e f g a b и т.д. Относительно обозначения ритмических длительностей и знаков пауз в табулатурах (срв. Табулатура2). О русском б. т. См. Знамя, а также Крюки. — В то время как б. т. совершенно вышло из музык.-практического употребления, теоретики и в наше время продолжают пользоваться им в своих сочинениях для указания акустических соотношений и т.п.; при этом, однако, деление начинают всегда с с. В последнее время впрочем стали пользоваться прописными и строчными буквами и в несколько ином значении. Во первых с начала 19-го века (Готфрид Вебер) вошло в употребление буквенное обозначение аккордов, при котором прописная буква обозначает мажорный аккорд соответственного строя (независимо от принадлежности к той или другой октаве), а строчная — минорный аккорд, напр. A = A-dur, а = A-moll; маленький нуль обозначает уменьшенное трезвучие, напр. a0 = a: c: es (другое значение нуля и пр. См. Созвук, Созвуковое обозначение).
Кроме того а означает также строй A-dur, и a — строй A-moll. Мориц Гауптман и его последователи пользуются прописными и строчными буквами опять в другом смысле, а именно для различия квинтовых и терцовых тонов. Напр. если от С сделать четыре квинтовых шага вверх, то четвертый приведет нас к E (независимо от того, в какой октаве); этот тон не совпадает вполне точно с терцией от С, а будет несколько выше ее; в самом деле, число колебаний четвертой квинты равняется 81 (= 34), число же колебаний ближайшего низкого с будет равняться ближайшей меньшей степени от 2, т.е. 64 (срв. Интервал, 2).
Таким образом 64 : 81 явится частным, для обозначения этой так назыв. пифогоровой терции; в противоположность этому отношение большой терции равняется отношению четвертого частичного тона (см. Созвук) к пятому = 4 : 5 или, иначе, 64 : 80; т.е. оказывается, что эта терция относится к пифогоровой как 80 : 81. Эту разницу называют синтонической коммой. Гауптман обозначает все тоны, получившиеся от шагов на квинту прописными буквами, а терцовые тоны (т.е. получившиеся от шагов на терцию) строчными буквами, напр. C e G, a C e и т.д. Этот способ обозначения оказался, однако, недостаточно точным для научных целей; напр. приходилось вторую терцию вверх от C (терцию от e) писать все таки прописной буквой: Gis, т.е. она не отличалась по обозначению от тона Gis, полученного при помощи восьми квинтовых шагов, который, однако, на две, синтонические коммы выше ее. Вследствие этого Гельмгольц прибегнул в 1-м издании своей книги "Lehre von den Tonempfindungen" к помощи горизонтальной черты, помещая ее как знак понижения под прописными буквами, обозначающими вторую верхнюю терцию (Ce, e Gis) и как знак повышения над буквами, обозначающими вторую нижнюю терцию (as C, Fes as).
Наконец А. ф. Эттинген упростил эту систему, воспользовавшись с самого начала горизонтальными черточками и совершенно устранив употребление прописных букв; горизонтальной чертой над буквой он обозначил верхнюю терцию, а под буквой — нижнюю терцию; две черты обозначают у него вторую терцию, три — третью и т.д., так что буквенное обозначение точно показывает число колебаний интервалов, напр.
и т.д. Каждая черта обозначает понижение или повышение (на 80: 81) тона, полученного при помощи одних только квинтовых шагов. С теоретической точки зрения от этого получается значительная выгода, так как гармонический смысл интервала ясен уже из самой буквы; напр.
есть терция третьей квинты от c (c—g—d—a—), тогда как — вторая терция нижней квинты от c (c—f——) и т.д. К сожалению Гельмгольц, приняв это улучшение, во 2-м издании вышеупомянутого своего сочинения, дал обратное значение горизонт. чертам над и под буквами. Ввиду этого следует обращать внимание, имеешь ли дело с системой обозначения Эттингена или с системой Гельмгольца, которая более распространена, а также исключительно принята и в этом словаре.
Другие люди и понятия:
Букельман (Boekelmann), Бернард, пианист и учитель музыки, род. 9 июня 1838, ученик своего отца, капельмейстера А. И. Букельмана в Утрехте; в 1857—60 был учеником лейпцигской консерватории, а в 1861—62 брал…
Букке, Евгений Иванович, композитор. род. 26 окт. 1877 в Риге. Музыке учился в московской консерв. (1892—99), сначала по кл. скрипки Салина, затем по кл. фагота (Кристель) и музык. форм (Танеев). Сочинения…
Букстегуде (Buxtehude), Дитрих, знаменитый виртуоз на органе, род. в 1637 Гельсингёре, где отец его Иог. Б. (ум. 22 янв. 1674), несомненно обучавший и сына, был органистом. Уже в 1668 Б. получил видное место…