Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

В - Г

К оглавлению

Геварт

ГевартГеварт (Gevaert), Франсуа Огюст, весьма выдающийся музыкальный ученый и композитор, род. 31 июля 1828 в Гейссе близ Ауденарде; 1841 ученик Гентской консерв., 15-ти лет органист местной церкви иезуитов; 1847 получил премию за свою фламандскуго кантату "Belgie" и затем правительственную премию за композицию (Prix de Rome). Г. с разрешения правительства отложил до 1849 обязательное для получивших Prix de Rome трехлетнее пребывание за границей, вследствие своей молодости, и занялся усердно композицией (оперы: "Hugues de Somerghen", Гент и "La comédie à la ville", Брюссель). В 1849 Г. отправился сначала в Париж, который покинул в 1850, получив заказ написать оперу для Théâtre lyrique, жил затем год в Испании (см. его "Rapport sur la situation de la musique en Espagne", напечатанный в отчетах заседаний брюссельской академии 1851) и вернулся, после краткого пребывания в Италии и Германии, весной 1852 в Гент, чтобы вскоре затем поселиться в Париже. Théâtre lyrique поставил в 1853 его одноактную комич.

Оперу "Georgette", в 1854 трехактную "Le billet de Marguerite", имевшую успех и обошедшую большинство французских театров, и в 1855: "Les lavandières de Santarem". Комич. опера поставила его: "Quentin Durward" (1858), "Le diable au moulin" (1859), "Le Château-Trompette" (1860), "La poularde de Caux" (1861, в сотрудничестве с Базиллем, Клаписсоном, Готье, Манжаном и Пуазом) и "Le capitaine Henriot" (1864); наконец в театре Баден-Бадена шла опера Г. "Les deux amours" (1861). Опера Г., предложенная к постановке в Grand Opéra, не была принята, несмотря на то, что Г. сделался в 1867 музык. директором этого театра. С этих пор Г. постепенно стал все больше предаваться изучению истории музыки и теории.

Он написал: "Leerboek van den Gregoriaenschen zang" (1856): "Traité d’instrumentation" (1863; в русс. перев. П. Чайковского, 1-е изд. 1868, 2-е изд. 1901, под загл. "Руководство к инструментовке"); сочинение это, совершенно переделанное и расширенное было издано в 1885 под загл. "Nouveau traité d’instrumentation" (нем. перев. Г. Римана 1887; русск. перев. Н. Арса, Москва 1892: "Новый курс инструментовки"); вторая часть этого сочинения "Cours complet d’orchestration" появилась в 1890 (русс. перев. В. Ребикова, Москва 1898: "Методический курс оркестровки"); "Histoire et théorie de la musique de l’antiquité" (1875—81, т. 1 и 2), сочинение, имеющее в высшей степени важное научное значение, в котором Г., однако, во многом присоединяется к взглядам Вестфаля на греческую музыку. "Les origines du chant liturgique" (1890, нем. пер. Г. Римана; полное опровержение традиций о заслугах Григория Вел. в отношении церковного пения; срв.: G. Morin "Les origines du chant Gregorien. Une reponse etc". [немец. перев. Elsässer "Der Ursprung des Gregorianischen Gesanges" 1892] и W. Brambach, "Gregorianisch" [1895]). Основательному доказательству связи римского церков. пения с древними гимнами Г. посвятил: "La mélopée antique dans le chant de l’église latine" [1895, окончание и дополнение к "Histoire et théorie etc."]. Лекция "La musique, l’art du XIX siècle" была напечатана в 1896; отдельные статьи помещены в периодич. изданиях (полемика против системы гармонии Фетиса в парижской "Revue et Gazette musicale").

Далее Г. издал "Les gloires de l’Italie" (сборник избранных пьес д. пения из опер, кантат и других композиций 17—18.-го века с аккомп. фп., 1868); "Recueil de chansons du XV. siècle" в сотрудн. с Г. Пари (1875; Г. переложил песни на современные ноты); "Vademecum de l’organiste"; "Transcriptions classiques pour petit orchestre", "Répertoire du chant classique" (9 томов; сборники арий из классич. опер для каждого рода голосов отдельно; изд. в русск. переводе) и т.д. Осада Парижа в 1870 заставила Г. переселиться на родину; в 1871 он, после смерти Фетиса, сделался директором брюссельской консерв.; имеет звание корол. капельмейстера, члена академии и пр. Деятельность Г. как директора консерв. также в высшей степени плодотворна; с особой любовью и замечательным пониманием исполняет он у себя на родине произведения И. С. Баха и устраивал вообще всесторонние исторические концерты. Как композитор, Г. занимает в своем отечестве выдающееся положение. Кроме вышеназванных опер следует указать еще на следующие его произведения: "Super flumina Babylonis", для мужск. хора и оркестра; "Fantasia sobre motivos españoles" для оркестра; "Missa pro defunctis" для мужск. хора и оркестра; торжественная кантата "De nationale verjaerdag" (1857); кантаты: "Le retour de l’armée" (1859 исполнена в париж. Большой опере) и "Jacques van Artevelde"; баллады ("Philipp van Artevelde"), романсы, хоры и пр.

Другие люди и понятия:

Гегар

ГегарГегар (Hegar), 1) Фридрих, род. 11 окт. 1841 в Базеле, где отец его был музык. торговцем. С 1857 по 1861 Г. учился в лейпцигской консерв. С 1863 живет в Цюрихе, где в 1865 сделался дирижером абонементных… Полная информация

Гедике

ГедикеГедике, Александр Федорович, род. 20 февраля 1877 в Москве; сын Федора Карловича Г., ученика Дюбюка, преподавателя игры на фп. в московской консерватор. и органиста московской французской церкви… Полная информация

Гедуэн

ГедуэнГедуэн (Hédouin), Пьер, род. 28 июля 1789 в Булони, парижский адвокат, ум. в дек. 1868; автор большого количества оперных либретто, текстов к романсам и пр., сотрудник "Annales romantiques", "Annales… Полная информация