Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

В - Г

К оглавлению

Гамма

ГаммаГамма,

1) (Γ) — греческая буква, соответствующая нашему Г, которая встречается, как название тона, соответствующего нашему G (большому), уже у Оддо из Клюньи (ум. 942); следовательно еще до Гвидо, и потому не может считаться изобретением последнего. Так как в то время буквы располагались не так, как теперь от C до H, а от а до G (срв. Буквенное тонописание), то низшему тону тогдашней системы (нашему большому G) не хватало отличительного знака, для получения которого и воспользовались греческой буквой. До 14-го века этот тон был первым снизу, вследствие чего его именем стали называть и весь ряд тонов от низшего до высшего (e″); название "гамма" для последовательного ряда тонов и по сие время сохранилось во Франции и России (у немцев — Tonleiter, у итальянцев — Scala). Знак Г принадлежал прежде к числу ключевых (Claves signatae) и встречается в старых нотациях в соединении с ключом F

Сольмизационное название Г — Gamma ut (см. Мутация). О причине, почему большое G сделалось низшим тоном системы церковных ладов, срв. Церковные лады.

2) В Старин. музык. теории каждая из г. служила единственной основой одноименного строя (см.) и совпадала с ним. Но с тех пор, как новейшая теория признала терцовое сродство тонов и созвуков (см. Сродство тонов), было бы произволом считать напр. аккорды E-dur и As-dur не принадлежащими к строю C-dur. Вследствие этого понятие "строй" расширилось до тональности (см.); первоначальная же г. (совпадавшая раньше со строем) рассматривается как ряд тонов, построенных на аккорде тоники с проходящими нотами:

Но подобно тоническому, можно и всякий другой аккорд тональной гармонии представить себе с проходящими нотами; если тональность должна быть резко выражена, то следует отдавать предпочтение проходящим нотам, принадлежащим к тонике. Из образовавшихся этим способом гамм получаются древние церковные лады (или греческие октавы), а именно: гамма доминанты:

Эта гамма с f = миксолидийской, с fis = g-Dur гамма субдоминанты:

В миноре гамма тоники предстанет в следующем виде:

гамма минорной доминанты:

гамма минорной субдоминанты:

(Тоны, принадлежащие к тонике обозначены в обоих наклонениях знаком *).

Понятно, каждую из этих гамм можно начать также и иначе — от терции до терции или от квинты до квинты; не объем служит мерилом значения гаммы, а созвук (аккорд), в смысле которого она понимается; последний же выражается именно той гармонией, от которой гамма и получается. С этой точки зрения церковные лады имеют и по сие время большое значение для учения о контрапункте. Г. Риман сделал попытку провести эту мысль в своих сочинениях "Neue Schule der Melodik" (1883) и "Упрощенная гармония" (1893; русское изд. 1901, перев. Ю. Энгеля). Большинство учителей, и в настоящее время применяющих в преподавании церковные лады, не признают новейшего понятия о строе, несмотря на то, что, как видно из предыдущего, эти два понятия превосходно уживаются друг с другом. Гамма (Hamma), 1) Веньямин, род. 10 окт. 1831 в Фридингене (на Дунае), ученик Линдпайнтнера, жил некоторое время в Париже и Риме, затем поселился учителем музыки в Кенигсберге, а теперь стоит во главе музык. школы в Штутгарте. Написал особенно много мужских хоров; кроме того автор смешан. хоров, романсов, фп-ных пьес и оперу "Zarrisko". Брат его: —

2) Франц Ксавер, род. 3 дек. 1835 в Вегингене (Вюртемберг), учитель музыки при семинарии в Меце, композитор вокальных пьес и составитель сборников школьных песен.

Во внешнем мире: https://www.stockpolymer.ru фильтрующий патрон купить.


Другие люди и понятия:

Гаммерих

ГаммерихГаммерих (Hammerich), Ангуль, брат Асгера Гамерика (см.), род. 25 нояб. 1848 в Копенгагене, изучал финансовые науки и поступил на службу, но через несколько лет бросил ее, чтобы всецело посвятить себя… Полная информация

Гаммершмидт

ГаммершмидтГаммершмидт (Hammerschmidt), Андреас, род. 1612 в Бриксе (Богемия). с 1635 органист в Фрейберге (Саксония), с 1639 в Циттау, где и умер 29 окт. 1675; один из наиболее выдающихся композиторов в области немецкой… Полная информация

Гаммы пятиступенные

Гаммы пятиступенныеГаммы пятиступенные — древнейшие гаммы без полутонов (каковы древняя китайская и кельтическая [гэлическая, шотландская]), — т.е. мажорная гамма без кварты и септимы или минорная без секунды и… Полная информация