Г - Г
Гретри
Гретри (Grétry), Андре Эрнест Модест, род. 8 (не 11) февр. 1741 в Люттихе, ум. 24 сент. 1813 в Монморанси близ Парижа; сын бедного музыканта, первоначально был мальчиком-хористом; когда началось систематическое изучение теории, то у Г. не хватило для этого терпения, так как он давно уже начал делать опыты композиции и чувствовал потребность испытать свои силы на более крупных формах. Месса его сочинения, исполненная в Люттихе, доставила ему субсидию от соборн. капитула и дала возможность отправиться в 1759 для усовершенствования в Рим. Здесь Г. пробыл пять лет учеником Казали, но и тут не мог заставить себя серьезно заняться контрапунктом. Вскоре Г. понял, что поле деятельности его не церковь, а театр. После первого удачного опыта с интермедией "La vendemmiatrice" (1765), исполненной на небольшой римской сцене, Г. отправился в 1767 к Вольтеру в Женеву, чтобы попросить у него либретто для комич. оперы; это ему не удалось, но он написал оперу на старое либретто "Isabelle et Gertrude" для Женевы и имел хороший успех. По совету Вольтера Г. отправился в Париж, где первое произведение его "Les mariages Samnites" провалилось на первой же репетиции (Большая оп., 1768). Но уже вторая опера "Le Huron" имела прекрасный успех (Комич. опера 1768); за ней быстро последовали: "Lucile" (1769) и одна из его лучших опер "Le tableau parlant" (1769), доставившие ему полную популярность. Вслед затем Г. проявил поразительную плодовитость.
В 1770 появились его "Sylvain", "Les deux avares" и "L’amitié à l’épreuve"; в 1771: "Zemire et Azor" и "L’ami de la maison"; в 1773: "Le magnifique"; в 1774: "La rosière de Salency"; в 1775: "Céphale et Procris" (Бол. опера) и "La fausse magie"; в 1776: "Les mariages Samnites" (вновь переделана); в 1777: "Matroco" и "Les événements imprévus"; в 1778: "Le jugement de Midas" и "L’amant jaloux"; в 1779: "Aucassin et Nicolette"; в 1780: "Andromaque" (Б. опера); в 1781: "Emilie" ("La belle ésclave"); в 1782: "La double épreuve" ("Colinette à la cour") и "L’embarras des richesses" (обе в Б. опере); в 1783: "La caravane du Caire" (Фонтенбло, годом позже Б. опера); в 1784: "Théodore et Pauline" ("L’épreuve villageoise"), "Richard Coeur de Lion" ("Ричард Львиное сердце") (Больш. опера; возобновл. в комич. оп. 1841, с новой инструментовкой Адана); в 1785: "Panurge dans l’île des lanternes"; в 1786: "Les méprises par ressemblance", "Le comte d’Albert", "La suite du comte d’Albert"; в 1787: "Le prisonnier anglais" ("Clarice et Belton"); в 1788: "Amphitryon" (Б. опера), "Le rival confident"; в 1789: "Raoul Barbe Bleue" и "Aspasie" (Б. опера); в 1790: "Pierre le Grand"; "Guillaume Tell"; в 1792: "Basile" ("A trompeur, trompeur et demi") и "Les deux couvents" ("Cécile et Dermancé"); в 1793: "La rosière républicaine"; в 1794: "Joseph Barra", "Callias", "Denys le tyran" (Б. опера), "La fête de la raison" — все республиканские произведения; в 1797: "Lisbeth", "Le barbier de village" и "Anacréon chez Polycrate"; в 1799: "Elisca"; в 1801: "La casque et les colombes" и наконец в 1803: "Delphis et Mopsa" и "Le ménage". Г. представляет собой целую эпоху в истории комич. оперы.
В своих "Mémoires ou essais sur la musique" (1789, 3 тома, нем. перев. Spazier’а, с примечаниями) он высказывает ясно и определенно свои взгляды на драматич. композицию; взгляды эти очень родственны со взглядами Глюка, только Г. идет еще дальше; он придает мало значения чистому пению, центр тяжести лежит у него в речитативе. Влияние Г. на дальнейший ход развития комич. оперы было весьма значительно; Изуар, Буальдьё, Обер, Адан — его последователи. "Синяя борода" и "Ричард львиное сердце" держались довольно долго в России и Германии; последняя опера и по сие время не сходит в Париже с репертуара. Какой-нибудь должности Г. не занимал; обязанности инспектора вновь устроенной консерватории исполнял в 1795 всего несколько месяцев. Ему хотелось быть свободным, чтобы беспрепятственно отдаваться творчеству. Г. был осыпан всякого рода почестями. Уже в 1785 была названа его именем одна из парижских улиц и бюст его поставлен в фойе Большой оперы; в 1809 поставлена была мраморная статуя Г. в Комической опере; в 1842 Г. Был поставлен памятник на его родине в Люттихе; в 1796, при учреждении академии (Institut de France), Г. был избран в члены, ее музык. отдела; Наполеон произвел его одним из первых в кавалеры ордена Почетного легиона (1802). Революция временно сократила имущество и пенсии Г., а слава Керубини и Мегюля предала на некоторое время оперы Г. почти полному забвению. Однако знаменитый певец Эллевиу снова воскресил (1801) популярность опер Г. и Наполеон пожаловал последнему довольно крупную пенсию. Последние 10 лет жизни Г. провел в купленной им вилле Руссо "Eremitage" в Монморанси. Кроме опер Г. написал реквием, De profundis, Confiteor, несколько мотетов, 6 симфоний (1758), 2 квартета для фп., флейты, скрипки и баса, 6 струн. квартетов и 6 фп-ных сонат, несколько прологов и эпилогов (на открытие или закрытие парижских театров) и несколько дивертисментов для двора.
После него остались не поставленными оперы: "Alcindor et Zaïde", "Ziméo", "Zelmar", "Electre", "Diogène et Alexandre" и "Les Maures en Espagne". Исчерпывающей биографии Г. до сих пор еще не написано, зато издан целый ряд кратких очерков: A. J. Grétry (племянник) "Gr. en famille" (1815); Livry "Recueil de lettres écrites à G." (1809); F. van. Hulst "G." (1842); L. D. S. (de Saegher) "Notice biographique sur A. G." (1869); Ed. Gregoir "G." (1883), M. Brenet "G." (1884) Полное собрание опер и музыкально-сценических произведений Г. издается, по поручению бельгийского правительства. у Брейткопфа и Гертеля под редакцией Геварга, Ад. Самюэля, Л. де Бюрбюра, Т. Раду, Эд. Фетиса и А. Воткенн-Плателя (до 1898 вышли 23 тома).
Другие люди и понятия:
Грефингер (Grefinger, Gräfinger), Иог. Вольфганг (Вольф), немец. контрапунктист 16-го века, ученик Гофгаймера, священник, жил в Вене. Написал: "Aurelii Prudentii-Cathemerinon" (1515, 4-глсные оды); мотеты во 2-й части…
Гречанинов, Александр Тихонович, композитор, род. 13 окт. 1864 в Москве; музык. образование получил в московск. консерв., где окончил педагогические курсы фп. по классу Сафонова (1890) и в Спб. консерв.,…
Греческая музыка. Сведения о музыке древних греков мы имеем преимущественно из теоретических сочинений, дошедших до нас в довольно большом числе. Известно, что музыка, подобно остальным…