Г - Д
Допплер
Допплер,
1) Альберт Франц, виртуоз на флейте, род. 16 окт. 1821 в Львове, ум. 27 июля 1883 в Бадене близ Вены; музык. образование получил у своего отца, бывшего позднее гобоистом варшавского городск. театра, а затем в Вене, где вскоре выступил публично в кач. флейтиста-виртуоза. Совершив вместе с своим младшим братом Карлом (см. ниже) несколько концертных поездок, Д. занял должность 1-го флейтиста при театре в Пеште. Для этого же театра он впоследствии писал оперы; первая из них поставлена была в 1847 ("Benjowski"), в 1849 последовали "Ilka", "Die beiden Husaren", затем "Afanasia", "Wanda" и "Erzébeth" (вместе с братом Карлом и Эркелем). В 1858 Д. был приглашен в качестве первого флейтиста и второго балетного дирижера в придв. оперу в Вене; позднее сделался первым балетн. дирижером, а в 1865 преподавателем игры на флейте при консерв. Кроме вышеназванных опер Д. написал в 1870 немец. оперу "Judith" для Вены, а также увертюры, балетную музыку, концерты д. флейты и пр.
2) Карл, брат предыдущего, род. 1826 в Львове, ум. 10 марта 1900, также виртуоз на флейте, концертировавший вместе с братом с большим успехом в Париже, Брюсселе, Лондоне и пр.; капельмейстер национального театра в Пеште, а в 1865—98 придв. капельмейстер в Штутгарте. Написал кроме пьес для флейты и пр. также несколько венгерских опер.
3) Адольф, род. 1 мая 1850 в Граце, ученик И. Бува, Ф. Тиерио и В. Майера там же, с 1878 директор собственной музык. школы в Граце, уважаемый педагог, а также музык. рецензент и композитор (опера "Viel Lärm um nichts", Лейпциг 1896).
Другие люди и понятия:
Допра (Dauprat), Луи Франсуа, знаменитый валторнист-виртуоз и композитор для этого инструмента, род. 24 мая 1781 в Париже, ум. 16 июля 1868 там же; ученик Кенна в консерв., был сначала членом воен. оркестра…
Доре (Doret), Гюстав, род. 1866 в Эгле (франц. Швейцария), образование получил в Лозанне, учился затем игре на скрипке у Иоахима в Берлине и Марсика в Париже, а также композиции у Дюбуа и Массне в…
Дорийский, в средневековой музык. системе название наиболее употребительного, — а потому и важнейшего, — первого церковного лада; в древне-греческой музыке — название также наиболее…