Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Гукбальд

ГукбальдГукбальд (Hucbald, Hugbaldus, Ubaldus, Uchubaldus), монах монастыря St. Amand близ Турне, род. ок. 840, был посвящен в священники 880, ум. 25 июня (21 окт?) 930 или 20 июня 932 в Ст. Амане; сперва был учеником своего дяди Мило, стоявшего во главе местной певческой школы; затем управлял временно певческой школой в Невере, а позднее сделался преемником своего дяди. Г. автор трактатов: "De harmonica institutione", "Musica enchiriadis", "Scholia enchiriadis" и "Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis", напечатанных в сборнике Герберта "Script" I. Старинный трактат о церковных ладах "Alia musica", приписываемый Гербертом Г-у, написан во всяком случае не им. Интересные варианты текста "Musica enchiriadis", отпечатанного с других рукописей, встречаются в сборнике Куссмакера ("Scriptores", II); последний написал также основательную монографию о Г. (1841). Ганс Мюллер высказал сомнение в том, что "Musica enchiriadis" принадлежит Г-у ("Hucbalds echte und unechte Schriften über Musik", Лейпциг 1884); несостоятельность такого предположения доказана однако Г. Риманом в его "Geschichte der Musiktheorie" (1898). Труды Г. имеют особенное значение для истории музыки, ибо дают самое древнее и полное представление о начатках многоголосной музыки в 9—10-м веках (Organum, Diaphonia). По всей вероятности, однако, Г., в течении своей 90—92 летней жизни постепенно все более втискивал теорию органума в такие схематические рамки, которые первоначально были чужды этому примитивному многоголосию. Параллельные квинты и октавные удвоения, долго державшиеся в первоначальном многоголосном пении, следует в настоящее время признать специальным порождением теории Г., а не общепринятой формой музыки в 9—10-м веках. Несомненной заслугой Г. было применение в нотописании впервые ряда поставленных друг над другом линий, что дало возможность точно и наглядно изображать все повышения и понижения мелодии:

Расстояние между каждой парой линий (целый тон или полутон) указывалось в начале строки (s = semitonium, полутон; t = tonus, тон). У Г. встречается также впервые применение первых букв латинского алфавита для обозначения тонов (см. Буквенное тонописание). — Удовлетворительное объяснение долгое время спорного значения так назыв. "Dasia" (т.е. нотации, придуманной Г. для демонстрации, при помощи имеющих различное положение знаков

своей теории квинт-органума) было впервые дано Спиттой (Vierteljahrsschrift f. M.-W., 1889, стр. 443—482 и 1890, стр. 293—309); ценным дополнением к этим статьям является сочинение G. Jacobsthal’я "Die chromatische Alteration im liturgischen Gesange der abendländischen Kirchen" (1897), представляющее собою полное разъяснение системы мутации тетрахордов.

Другие люди и понятия:

Гульельми

ГульельмиГульельми (Guglielmi), 1) Пьетро, род. в мае 1727 в Масса-Карраре, ум. 19 нояб. 1804 в Риме; учился сначала у своего отца (капельм. герцога Моденского), а позднее у Дуранте, в Conservatorio di San Loreto в Неаполе (в… Полная информация

Гумберт

ГумбертГумберт, Фердинанд, род. 22 апр. 1818 в Берлине, ум. 6 апр. 1896 там же, уроки музыки брал у Э. Фишера и Клэпиуса; готовился к карьере торговца, но поступил на сцену, сначала драматическую (1839), затем… Полная информация

Гуммель

ГуммельГуммель (Hummel), 1) Иоганн Непомук, род. 14 нояб. 1778 в Пресбурге, ум. 17 окт. 1837 в Веймаре; сын иосифа Г. капельмейстера в Вартберге и затем в Вене (при театре Шиканедера с 1786). Благодаря положению… Полная информация