Д - К
Знаки
Знаки. Нотное письмо есть язык знаков, рассчитанный на прямое, непосредственно-интуитивное, не требующее никакой рефлексии, восприятие. Поэтому знаки, употребляемые в нем, при всей своей условности, могут лишь отчасти считаться произвольными; новые знаки, раз они более наглядны, всегда будут вытеснять менее наглядные старые, как бы те ни вкоренились, и наоборот, нововведения, обладающие меньшей наглядностью т.е. требующие рефлексии, не привьются никогда, как бы они ни казались понятными и упрощающими дело. Старинное мензуральное нотное письмо (см.) выражало длительность тона приблизительно размерами нотной головки: ; обращенная вниз cauda (хвостик) при maxima и longa (см.) должна была наглядно обозначать отягчение, удлинение ноты; наоборот, обращенный кверху хвостик (при нотах меньшей длительности, после 1300 г.) служил как бы наглядным показателем их большей подвижности; особенную легкость придавали служившие для обозначения самых маленьких длительностей небольшие развевающиеся флаги: . В большинстве учебников и лексиконов придается слишком мало значения строго проведенному в прежнее время различию в направлении хвостиков; на это различие перестали обращать внимание только со времен изобретения нотопечатания (см.) и табулатурного нагромождения нескольких голосов на одном нотоносце (см. Партитура). Около 1400 были введены в употребление белые нотные головки, при чем вполне естественным оказалось более крупные длительности наглядно обозначить белыми головками, для мелких же нот, которые приходится прочитывать быстро, оставить черные головки:
и т.д.
Наглядное восприятие ритмических соотношений было затем существенно облегчено посредством тактовой черты и связывания общей поперечной чертой нескольких мелких длительностей, составляющих одну, более крупную:
Оба эти приема сначала употреблялись только в инструментальном нотном письме (см. Табулатура), но в течение 17-го века перешли и в нотирование пения (мензуральное нотирование). Изменения в высоте тона наглядно изображаются в нашем нотном письме посредством более высокого или низкого положения нотных головок на пятилинейной нотной системе и посредством ♭, ♯, , ♭♭, ×. Последние з-и (з-и альтерации) в сущности лишены наглядности; трудно, конечно, судить будут ли они вытеснены более наглядными з-ами, но вероятия к этому мало, ввиду того что в данном случае весьма важно указать именно на хроматический характер повышения или понижения, обладающий особым эстетическим значением, — а этому условию существующие з-и альтерации вполне удовлетворяют. Немецкая табулатура, отжившая свой век около 200 лет тому назад, требовала значительного напряжения рефлексии, так как применяла для обозначения высоты тона не наглядно (выше и ниже) расположенные точки, а буквы, поставленные в один ряд; наоборот очень наглядным является табулатурное обозначение октав посредством черточек или цифр над или под буквами: или 1C C c c1 c2 c3 (см. A.). Обозначение это сохранилось и до нашего времени. Особенной наглядностью отличаются еще следующие знаки:
1) з-и повторения (репризы):
2) з. legato, связка (см. Legato, Ligatura)
3) з. Staccato (см.)
4) з. Crescendo (см.)
5) з. Diminuendo (см.)
6) > < з. Sforzato (см.); срв. также з-и штрихов
7) з. Arpeggio (см.)
Некоторые сокращения современного нотного письма обязаны своим происхождением старинным невменным знакам; таковы з-и украшений:
и пр. (группетто, обратное группетто, мордент верхний и нижний. трель). Вышли ныне из употребления следующие знаки:
Custos (Указание на первую ноту следующей строки).
9) В качестве тактовых обозначений употреблялись, а отчасти употребляются и поныне з-и:
,
а также дроби:
и т.д. и цифры 2, 3. Обо всех этих з-х см. Тактовое обозначение, Темп и Пропорции.
10) О старинных формах ключей и См. статьи G, F и C.
11) О з-е Г. См. Гамма. δδ, см. статья D.
12) об этих з-х см. Табулатура.
13) Маленькая черточка около цифры, показывающей величину органного голоса, обозначает "-футов", "-футовый"; напр. 8′=восьми футов. восьмифутовый; 16′= 16-футов, 16-футовый и т.д. (см. Футовый голос). О з-х русского церковн. пения см. Знамя, Крюки.
Другие люди и понятия:
Знаменный распев — самый древний из русских церковных распевов (см.) и основной — столповой — между ними. Памятники его восходят к XI в. Название получил от слова знамя (см.) — певчий знак. З. р….
Знамя — безлинейный певческий знак в русском церковн. пении. Ср. Крюки. Знамена ставились непосредственно над слогами и словами текста песнопений в виде надстрочных знаков. Вполне вероятно,…
Золотарев, Василий Андреевич, композитор, род. 23 февр. 1873 в Таганроге, 1883 поступил в Придв. Певческую капеллу, где пел в хоре, учился у Краснокутского (скрипка) и Лядова (контрапункт). По окончании…