Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Ключ

КлючКлюч (фр. Clef, лат. Clavis, англ. Key, нем. Schlüssel) — знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты. Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. В настоящее время употребляются пять к-й:

В старинной музыке ключ F встречается также на верхней (низкий басовый к.) или средней линии (баритоновый к.), а ключ G — на нижней линии (французский скрипичный ключ, напр. в партитурах Люлли; употреблялся и в Германии для партии Flûte à Bec). Относительно отдельных к-ей сравни соответствующие статьи. В качестве к-й, ставившихся в начале нотоносца (claves signatae), сначала (в 10—11-м веке) у потреблялись те из букв, которые служили как бы вехами полутоновых ступеней в основной гамме, т.е. f (e: f) и c (h: c′); чтобы запечатлеть еще больше в памяти полутоновую ступень, линии, на которых стояли эти буквы (ключевые), делались цветными (f — красною, c — желтою). Употреблявшиеся также в качестве Claves signatae (уже в 13-м веке) ключи Г (греч. "гамма", — вместо латинского большего G), g и dd (g′ и d″) не достигли практического развития. Лишь в 15—16-м веке к. g начинает встречаться чаще и именно ближе к старинному значению к-ей, как знаков транспозиции церковных ладов на квинту вверх (с повышением f в fis), так что и знак стал отмечать semitonium [полутон] (впрочем, в другом смысле; срв. Chiavette). В нотациях Cantus’а в табулатурах (см.), к. g без значения транспозиции был, напротив, уже в 16-м веке весьма обыкновенным явлением. В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все к. кроме скрипичного ( на 2-й линии) и басового ( 4-ой линии); впрочем, альтовый ( на средней линии) для альта и теноровый ( на 2-й линии сверху) для тромбона, фагота и виолончели находятся еще во всеобщем употреблении. Еще во времена Баха применение альтового к. для низкого регистра скрипки было явлением весьма обыкновенным. В подобных случаях даже басовый к. употреблялся довольно часто, впрочем только в местах unisono всех струнных инструментов (причем для скрипки и альта к. этот читался на октаву выше чем для виолончели). Каким образом ключевые буквы, постепенно преображаясь, приняли современную форму ключей — см. статьи C, F и G. Ключами (Claves) назывались раньше также клавиши органа, фп., Drehleier (отсюда "клавиатура"), а также и клапаны (это слово также происходит от clavis) духовых инструментов.

Другие люди и понятия:

Кнехт

КнехтКнехт (Knecht), Юстин Генрих, род. 30 сент. 1752 в Биберахе (Виртемберг), ум. 1 дек. 1817 там же; 1792 органист и капельмейстер в своем родном городе, 1807—1809 придв. капельмейстер в Штутгарте и затем снова в… Полная информация

Книги нотные

Книги нотныеКниги нотные, — составляют особый вид богослужебных книг, предназначенных для клиросного пения. Первою богослужебной н. к-ой, о которой сохранились сведения, признается составленный св…. Полная информация

Книзе

КнизеКнизе (Kniese), Юлиус, род. 21 дек. 1848 в Рода (Альтенбург), музык. образование получил в Лейпциге, в 1868—70 под руков. Бренделя и Риделя. Составив себе концертами репутацию хорошего органиста и пианиста,… Полная информация