К - К
Камерная музыка
Камерная музыка, первоначально то же, что придворная, т.е. светская музыка (от нем. "Kammer" — управление придворного ведомства) в противоположность церковной музыке. Ясно выраженное разделение на церковную и камерную музыку (в области пения) встречается уже у Ник. Вичентино в его "L’antica musica ridotta alla moderna" (1555, стр. 84 и слд.); 1612 С. д’Индиа назначен был директором герцогской "камерной музыки" в Турине, 1627 Карло Фарина в Дрездене получил от курфюрста звание "Suonatore di violino di camera", 1635 Джов. Джак. Арриго издал в Венеции Concerti da camera (вокальные), 1637 там же Тарквинио Мерула — "Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera". Вслед затем к-ой м-й стали называть все вокальные и инструментальные сочинения, которые не предназначались для церкви или театра, а когда начала развиваться настоящая оркестровая музыка (концерт, симфония, увертюра), то и ее называли к. м., как вообще все, что не относилось к церковной или театральной музыке. Срв. Инструментальная музыка. Теперь под к-й м-й подразумеваются только: произведения для немногих инструментов-соло, — каковы трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и пр. для струнных или духовых инструментов или же для смешанного ансамбля, (с фп. или без него); сонаты для фп. и какого-либо струнного или духового инструмента; инструментальные соло; а также романсы, дуэты, терцеты и пр. для пения с сопровождением одного или нескольких инструментов. Настоящей противоположностью к. м. является в наст. время концертная музыка (оркестровая и хоровая). Так как недостаток полноты звучности и разнообразие инструментовки в к. м. приходится восполнять тонкостью нюансировки и детальностью разработки, то можно с полным основанием говорить об особом камерном стиле.
Поэтому, трактовать голоса к-ой м-и так, как это принято в оркестре — является несомненной ошибкой. — Относительно Камерной кантаты, камер. сонаты, камерн. концерта и т.п. См. Кантата, Соната, Концерт и пр. Сочинение Л. Ноля "Die geschichtliche Entwickelung der Kammermusik" (1885; русс. перев. М. Иванова: "Историческое развитие камерной музыки") получило премию от Спб. общества камерн. музыки, но в нем к сожалению совсем упущена из виду более ранняя история к. м., да и вообще ету поверхностную работу мы не решаемся рекомендовать: книги Василевского: "Die Violine und ihre Meister" (3-е изд. 1893) и "Die Violine im 17. Jahrhundert" (1874) дают возможность несколько ориентироваться в вопросе о происхождении и зачатках к. м., но настоящего изложения истории последней пока еще не существует.
Другие люди и понятия:
Камертон (нем. Kammerton), то же что нормальная высота тона (см. A). Прежде не умели счесть число колебаний, и потому раз на всегда установленной, абсолютной высоты тона не существовало и последняя…
Каммель, Антон, скрипач и композитор камерной музыки, род. ок. 1750 в Богемии, ум. до 1788, был послан графом Вальдштейном в Италию, где сделался учеником Тартини в Падуе; вернулся сперва в Прагу, но…
Кампаньоли (Campagnoli), Бартоломео, скрипач-виртуоз, род. 10 сент. 1751 в Ченто близ Болоньи, ум. 6 нояб. 1827 в Нейстрелице; учился игре на скрипке у Даль-Окка в Болонье, Квастаробба в Модене и, позже еще у…