А - А
Акиф
АКИФ Мухаммед [1873–] — турецкий поэт послеконституционного периода. Р. в Константинополе, где окончил ветеринарный институт. А. обычно выступал со своими поэмами в мечетях (сказалось религиозное воспитание) и более известен как "Молла-Сурат". Своими небольшими, социально-бытовыми по преимуществу поэмами, написанными живым, простым яз. и на основе арабско персидской метрики ("аруз"), А. пытался создать антитуранистское направление в художественной лит-ре, пропагандирующее взгляды панисламизма; для этого он использовал, без успеха, некоторые из требований пантюркистов в области языка, выступив однако, гл. обр. против силлабического стихосложения. А. также известен и своей полемикой с социалистически настроенной группой литераторов, в частности с знаменитым писателем Тевфик-Фикретом (см.), поэма которого "Тарихи-Гедим" (Древняя история, 1914), проникнутая социалистическо-материалистическим мировоззрением, имела в Турции исключительное значение. Распространяемая в рукописи, она в Турции запрещена и до сих пор; напечатана впервые в московском журн. "Кызыл-Шарк" [1923] (приводится в ст. "Тевфик-Фикрет как автор „Тарихи-Гедим“", №№ 2–3). Поэма была "манифестом всей честной молодежи" Турции. А. на эту поэму отозвался пасквилем, где обвинял Фикрета в "служении миссионерским целям протестантизма". Политическая и журналистская деятельность А. протекала гл. обр. в реакционных журн. "Себилиль-Решад" и "Суратиль-Мустаким", составлявших тупую оппозицию всякому новому культурному начинанию и обновлению общественных условий жизни в Турции. Поэмы А. вошли в его "Сафахат", неоднократно переиздававшийся в Константинополе отдельными выпусками. Как практик-политик А. занимался и вопросами агитации панисламизма среди мусульман России.
Библиография: I. "Сафахат", Константинополь, 1909 (кн. 1 "Сафахат", кн. 2 "Сулейманийе Кюрсисинде", кн. 3 "Хаккин Сеслери", кн. 4 "Фатих Кюрсисинде", кн. 5 "Хатирелер", кн. 6 "Ассем").
II. Джемал М., Мысли о "Сафахат", ст. в журн. "Суратиль-Мустаким". т. VI, №№ 148–149, Константинополь, 1910; Кеприлю-Задэ М. Ф., Вопрос о "Сафатах", ст. в Илюстр. ежег. "Сирвети-Фунун", Константинополь, 1912; Незиф С., А., Константинополь, 1924.
С. З.
Другие люди и понятия:
АКМЕИЗМ, или АДАМИЗМ — лит-ое направление, возникшее в 1912 и поставившее себе целью реформировать символизм (см.). Ранняя группа акмеистов, объединившаяся в кружок "Цех поэтов", состояла из…
АКМУЛЛА [Akmÿula, ?-1895] — прозвище казакского поэта Муфтахитдина. Известность приобрел благодаря талантливо написанному им некрологу по случаю смерти своего учителя Ш. Марджани [1889], под…
АКНСАЙД [Mark Akenside, 1721–1770] — английский поэт, один из главных деятелей просветительного движения в Англии, наряду с Аддисоном и Стилем (см. "Английская лит-ра"). Последователь Локка….