Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Амебейная композиция

Амебейная композицияАМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена А. К., имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, напр.:
"А мы просо сеяли, сеяли, Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем, Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".
Одним из наиболее распространенных видов А. К. является так наз. антифонический параллелизм — параллелизм вопросов и ответов, напр.: "Шотландская баллада" — "Quhy dois zour brand sac drop vi, bluid, Edward, Edward!" (в перев. А. Толстого: "Чьей кровью меч свой ты так обагрил, Эдвард, Эдвард" и т. д.). По мнению А. Веселовского А. К. возникает в народной поэзии в условиях хорового исполнения: всюду, где происходит хоровое пение, наблюдается обычай образовывать два хора, отвечающие друг другу (антифонное или амебейное пение); каждый хор имел "хорега" — запевалу; с отпадением хора — песня исполнялась вдвоем; наконец песня исполнялась только одним певцом и параллельные строфы сливались в одну, сохраняя свой параллелизм, повторения и т. д.
Такова напр. финская "Калевала" (см.) (к-рая обычно и исполняется двумя певцами), распадающаяся на симметрически построенные пары строк (вторая варьирует первую):
"Золотой мой друг и братец, Дорогой товарищ детства…
Редко мы бываем вместе, Редко ходим мы друг к другу…
Так давай свои мне руки, Пальцы наши вместе сложим".
Древнескандинавские песни сплошь дают диалогические параллельные построения; чрезвычайно богат повторениями старофранцузский эпос, напр. "Песня о Роланде" и т. д. К А. К. относится и обычный в народной поэзии психологический параллелизм (аналогия между душевными переживаниями и явлениями природы), часто проводимый через все стихотворение, напр.:
"О чем, Машенька, плачешь, О чем ты слезы льешь? Ах, как же мне не плакать И как слезы не лить? Один-то был зеленый сад, — И тот стал посыхать; Один-то был сердечный друг, И тот стал забывать".
Народная песня все же является частным (хотя и наиболее распространенным) случаем А. К., к-рая как композиционный прием имеет более широкое применение и присуща в той или иной степени поэзии и не народной (напр. у Брюсова — "Каменщик", у Лермонтова — "Волны и люди", у Бальмонта — "Она отдалась без упрека" и т. д.). Основным признаком А. К. (независимо от ее мотивировки) является "построение словесного материала в параллельные ритмико-синтаксические (и тематические) ряды с одновременным поступательным движением в обоих рядах" (В. М. Жирмунский). Произведения, написанные при помощи А. К., в особенности богаты всякого рода звуковыми, лексическими, синтаксическими, строфическими анафорами.

 Библиография:  Веселовский А., Собр. сочин., т. I, СПБ., 1913 (ст. по ист. поэт.); Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, 1921.

Другие люди и понятия:

Амирхан

АмирханАМИРХАН Фатих (Амерханов) [1886–1926] — крупный татарский писатель и публицист. С раннего детства учится в одном из популярнейших по тому времени медрессе Мухамедия, основанном знаменитым Шейхом… Полная информация

Амичис

АмичисАМИЧИС [Edmondo de Amicis, 1846–1907] — итальянский писатель. Участвовал в австрийской войне 1866. Обратил на себя внимание книгой военных очерков "La Vita Militare" (Военная жизнь, 1863) и рядом путевых очерков… Полная информация

Амон

АмонАМОН — древнеегипетский бог плодородия, первоначально — местный (в Фивах); позже — бог света, уподобившийся богу солнца Ре (или Ра) и одинаково почитавшийся. Отсюда А. = Ре. С течением времени А…. Полная информация